Жительницы селения Барсана приготовились к гендерно мотивированной агрессии...
Незадолго до весеннего равноденствия в Индии отмечают праздник, на котором женщины бьют мужчин, а те терпят эти удары. Для избиения сильного пола дамы используют подготовленные заранее деревянные и бамбуковые палки. Мужчинам на своих «мучительниц» руку поднимать нельзя: традиция, связанная с культом небожителя Кришны, требует сносить унижение.
Индийский праздник Латхмар Холи, отмечаемый в селениях Барсана и Нандгаон, в России известен как фестиваль красок. Между тем подлинная его роль состоит в высвобождении гендерно мотивированной агрессии. Мужчины из Нандгаона приезжают в Барсану, где их ждут «разъяренные» дамы. Представители сильного пола защищаются от них щитами, приседают на корточки, а женщины нависают над своими «жертвами» – и колотят их.
Строй индианок, собравшихся с палками наготове, способен произвести на наблюдателя неизгладимое впечатление. Согласно легенде, сопровождающей праздник, жительницы Барсаны когда-то обратили в бегство самого Кришну: тот вместе со спутниками сыпал в них пудрой и дразнился. Рассвирепевшие селянки прогнали небожителя вместе со свитой, да так, что у беглецов только пятки сверкали.
По мере своего становления ритуалы Латхмар Холи обросли многочисленными деталями. Немногие из них способны понравиться мужчинам. С некоторых пор разгневанные дамы не просто бьют «агрессоров», но и захватывают самых слабых из них. Пленников приговаривают к ношению женской одежды: в ходе фестиваля им приходится петь и приплясывать, присоединяясь к победительницам.
Неудивительно, что подобное действо привлекает к себе внимание иностранных туристов. Латхмар Холи – один из их самых любимых праздников в Индии, но принять участие в избиении мужчин нельзя даже за деньги. Эта сторона праздника зарезервирована исключительно для местных жительниц.
Поскольку остановиться в побивании мужчин действительно иногда бывает сложно, традиция проведения фестиваля приобрела с течением времени еще один оборот. С некоторых пор считается, что жители Нандгаона имеют право на месть, но осуществлять ее должны тоже женщины. В результате стороны просто меняются местами: мужчины из Барсаны едут в Нандгаон, а представительницы прекрасного пола встречают и бьют их.
Дело ли тут в накопившемся боевом опыте или сказывается значимость праздника для экономики региона, но дамы, без которых торжество не может состояться, взялись отстаивать свои права. Так, на Латхмар Холи в Барсане в течение нескольких лет продавали алкогольные напитки, но женщины решили положить этому конец. В 2014 году они заявили, что праздника не будет, если спиртное продолжат разливать пришедшим на «заклание» мужчинам. Результат этой уже вполне феминистической борьбы оказался успешным. Правда, поговаривают, что в напитке бханг, потребляемом участниками праздника вместо алкоголя, имеется психоактивный компонент.
...а мужчины из Нандгаона – безропотно принять ритуальные побои. Фото Reuters |
Возможно, что состояние праздничной экзальтации позволяет всем участникам Латхмара Холи – и мужчинам, и женщинам – привыкнуть к потокам пудры, которые сыплются в ходе действа буквально со всех сторон. Женщины, правда, держатся дольше, чем их «противники», которые по условиям праздника сами виноваты: приходят с емкостями пудры и пробуют испачкать местных жительниц, за что и получают по головам. В итоге в пудре оказываются все пришедшие на праздник. И это в какой-то степени примиряет гендерные роли, придавая происходящему оттенок карнавала.
Другой обычай, греющий сердце женщин, прижился на противоположном конце континента – в Греции. Уже много веков в Элладе отмечается день Гинекократии – праздник перемены ролей, в ходе которого мужчины берут на себя домашнюю работу, а женщины тянут мужскую лямку – проводят время в кофейнях. Представителей сильного пола в этот день запирают в домах и категорически запрещают им шляться. Традиционные роли – а те ведь затрагивают и свободу передвижения – таким образом, выворачиваются наизнанку.
Так же, как и в Индии, в Греции праздник возмездия мужчинам со стороны женщин не обходится без известной доли насилия. Представителей сильного пола, если те собираются выйти из дома, женщины встречаают и обливают водой. Редким же хитрецам, бежавшим из четырех стен, сама атмосфера праздника не позволит разгуливать по городу. Что ни говори, мужчина в женский день должен знать свое место.
Способствует (пусть и временному) торжеству гинекократии то, что этот обычай распространен прежде всего в сельской местности. В маленьких городках женщинам под силу взять на себя все административные функции, в том числе те, которые могут быть названы силовыми. Никого во время праздника не удивляет, например, женщина-полицейский или охранник.
В рамках полновесного ниспровержения мужских порядков гречанки выбирают временных глав поселков, получающих уважительное прозвание «бабо». Как правило, бабо – самая крепкая из достигших почтенного возраста женщин. Уважаемая всеми дама на время праздника становится главой исполнительной власти. Под руководством таких бабо не забалуешь.
И все же карнавалы, как бы они ни были притягательны, имеют одно свойство – заканчиваться. И вслед за их завершением наступают будни. Тогда и становятся известны факты, задумываться о которых во время праздника не было времени. Один из них заключается в том, что уровень домашнего насилия по отношению к женщинам в Греции – один из самых высоких в Евросоюзе. Это же касается Индии, где уровень насилия самый высокий в Азии. Карнавалы повторяются регулярно, но изменению реальных отношений между мужчинами и женщинами они, похоже, не способствуют.
Может быть, праздники женского возмездия, позволяющие выплеснуть негативные эмоции, дают возможность представительницам прекрасного пола легче переживать именно сложившееся положение вещей. Неслучайно ведь карнавал являлся атрибутом традиционного общества. А феминистические традиции возникли и приняли привычные нам формы там, где обычай карнавального реванша не имел особенного значения.