После 2007 года Вилкс смотрел на мир из окна своего уединенного и полного ловушек дома.
До того как Ларс Вилкс, активист современного искусства из Швеции, изготовил скульптуру пророка Мухаммеда в виде собаки, мало кто интересовался этим художником. Сейчас о его жизни также известно мало, но по другим причинам. Разыскиваемый «Аль-Каидой» и «Исламским государством Ирака и Леванта», постоянно получающий угрозы Вилкс вынужден принимать экстраординарные меры безопасности. За художником, разозлившим мусульман, всюду ходят охранники. Несколько недель назад Вилкса попытались убить, после чего он съехал из своего дома и окончательно залег на дно. Преступление, произошедшее в Копенгагене, куда Вилкс приехал для участия в дискуссии «Искусство, богохульство и свобода слова», оказалось в фокусе всех мировых СМИ.
Всемирная слава, хоть и с горьким привкусом, пришла к инсталлятору в 2007 году, когда ему уже было 60. Художник подал заявку на участие в выставке «Собака в искусстве» и принес устроителям эскиз скульптуры собаки... с лицом пророка Мухаммеда. Работу Вилкса сначала приняли, но потом сняли с экспозиции «по соображениям безопасности».
Активист современного искусства предпринял попытку добиться желаемого по месту работы – в школе изящных искусств в Бохуслэне, но и там история повторилась. Работу Вилкса сначала приняли, но вскоре выяснилось, что местное руководство в ужасе от нечестивого пса.
Столкнувшись с непониманием, Вилкс, казалось бы, был обречен на изоляцию, но в дело вмешалась свободная пресса. Два случая уже образуют тенденцию, шведские СМИ заговорили о «самоцензуре», и Вилксу больше не требовалось предпринимать усилий для демонстрации своего «произведения». Рисунок опубликовала газета Nerikes Allehanda, после этого изображение перепечатали и другие СМИ.
Скандал перешагнул границы Швеции практически мгновенно, потому что оказался выгоден слишком многим за рубежом. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад связал публикацию карикатур с «сионистами», в Афганистане и Пакистане собрались и сожгли шведские флаги, а в Организации Исламская конференция (ныне Организация исламского сотрудничества) заявили о глубоком возмущении. Акции протеста начались в самой Швеции, и вскоре Вилкс (кстати, потомок эмигрантов из Латвии) вынужден был задуматься, как жить дальше.
За годы, прошедшие с собачьего скандала, считаные журналисты смогли побывать в доме Вилкса. По сообщению издания Christian Science Monitor, художник «спит, держа при себе топор». По тем же сведениям, Вилкс распорядился оборудовать специальный бункер. В нем художник-экспериментатор готовится скрываться, если на него нападут исламисты.
Террорист, устроивший стрельбу в Копенгагене, охотился именно за шведским художником. Фото Reuters |
О том, что подобная возможность – не пустая фантазия, свидетельствует пример датского карикатуриста Курта Вестергора. В 2006 году (за год до Вилкса) Вестергор опубликовал карикатуры на пророка Мухаммеда в издании Jyllands-Posten. В 2010 году на художника напали исламисты, и прятаться пришлось именно в бункере. Вилкс не скрывает, что учится у Вестергора. Свой бункер он оборудовал точно по его модели.
Другая деталь быта человека, спасающегося от террористов, вызывает смешанные чувства. В некоторые из изготовленных им произведений искусства, которые он хранит дома, Вилкс вставил колючую проволоку, пропускающую ток. Это не новый ход в современном искусстве, а мера предосторожности. Мало просто защищаться от исламистов, нужно уметь ставить капканы для них.
О деталях быта Вилкса определенно известно меньше, чем хотелось бы, но точно можно сказать одно: свою борьбу за панибратское обращение с религиозными чувствами он не оставил. Не так давно Вилкс изготовил приз в образе золотой собаки. Пса получают те, кто, по мнению художника, отстаивает свободу слова. В октябре 2014 года награда досталась вскоре погибшим карикатуристам из Charlie Hebdo.
Не перестал нонконформист и лично эпатировать приверженцев ислама. В 2010-м художник выступил с демонстрацией художественных объектов, посвященных гомосексуальности среди мусульман. Закончилось мероприятие потасовкой: последователи пророка Мухаммеда попробовали поколотить Вилкса, но охранники оттащили их.
В том же 2010 году угрозы против художника стали серьезнее. Представитель исламистского движения «Аш-Шабаб», владевшего тогда половиной Сомали, высказался о Вилксе так: «Я посылаю ему это предупреждение. Хочу сказать тебе, Вилкс, где бы ты ни находился, знай, что мы не забыли про тебя. С позволения Аллаха мы схватим тебя, в какой бы норе ты ни прятался. И я говорю моим братьям по вере: кто из вас сможет убить эту собаку Вилкса (опять собачья тема – «НГР»), тот получит большую награду на небесах!»
Тогда же художник попал в черный список «Аль-Каиды» и мало кому тогда известного «Исламского государства Ирака и Леванта». Экстремисты, ныне превратившиеся в ИГИЛ, пообещали за голову Вилкса 100 тыс. долл.
Беды продолжились в 2011 году, когда в Ирландии арестовали группу злоумышленников, планировавших убить Вилкса. Одновременно с ними за решетку угодила исламистка «Джихади Джейн» – 50-летняя американка, перешедшая в ислам и тут же решившая отомстить за карикатуру. Участились нападения на Вилкса и в самой Швеции. Пробраться в полный ловушек дом карикатуриста у исламистов не получилось, зато однажды они его подожгли.
Со своей стороны, Вилкс убежден, что ведет борьбу за свободу слова, и выражает уверенность, что не остановится и в дальнейшем. «Если вы совершаете что-либо, то вам предстоит нести ответственность за это. Оскорбление пророка само по себе не представляет интереса для меня. Дело в другом: показать, что ты это можешь. Что нет ничего настолько святого, чего нельзя было бы оскорблять».
Убийство карикатуристов из Charlie Hebdo между тем глубоко потрясло Вилкса: «Редактор, которого застрелили в Париже, я встречался с ним, мы вручали ему премию в Копенгагене всего несколько месяцев назад, много разговаривали тогда. Для меня его гибель – это личная утрата. Проблема в том, что у нас уже очень высокий уровень цензуры в отношении ислама, религии и вещей подобного рода. Изданий, которые на фоне всего этого сохраняют нормальность, крайне мало. Charlie Hebdo из этого числа».
После стрельбы 14 февраля с.г. в Копенгагене – террорист покушался именно на Вилкса и был остановлен охранниками, следующими за карикатуристом по пятам, – художник вынужден был съехать из своего дома в Южной Швеции. Нынешнее местонахождение арт-деятеля неизвестно.
Герой для одних, богохульник для других, провокатор для третьих, почитатель Салмана Рушди и друг Femen, Вилкс еще до оскорбления Мухаммеда изобразил Иисуса в образе педофила. Однако выпадов со стороны христианского сообщества не последовало.