0
18981
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.10.2014 00:01:00

Прогулка по "улице Гран-при"

Тэги: автоспорт, королевские гонки, гранпри, формула1, сочи


автоспорт, королевские гонки, гран-при, формула1, сочи Даниил Квят (блондин в центре) вместе с механиками команды Toro Roso занят последними приготовлениями к свободным заездам. Фото Романа Смирнова

Гран-при России «Формулы-1» в Сочи явило зрителям доселе невиданное в нашей стране масштабное действо. До 12 октября 2014 года большая часть российских любителей автоспорта могла следить за Королевскими гонками в основном по телевидению. Но для расширения интереса нужен был свой национальный «Большой приз», который в Сочи и разыграли. «Формула-1» считается вершиной автоспорта, к которой стремятся многие гонщики. Выступление в Гран-при даже в небольшой команде дает мега-бонус к имени пилота, а уж победа или подиум могут сделать пилота звездой мирового масштаба. Однако попасть в команду, обладающую хорошей, то есть быстрой и конкурентоспособной, машиной очень непросто, а порой и невозможно по целому ряду причин.

Пилоты – лицо команды и отчасти ее статус. Они на виду, дают комментарии прессе, участвуют в рекламных акциях и общаются с болельщиками по мере возможности. Их свобода очень сильно зависит от правил общения с внешним миром, который принят в команде. Как правило, в «Формуле-1» правила подобных контактов весьма жесткие, как, впрочем, и все правила, начиная от технического регламента до прав на получение и распространение информации. Попадание в паддок Королевских гонок – то есть в закрытую для публики территорию, где располагаются зоны управления гонкой, площадки для парковки транспорта команд, боксы и прочие рабочие зоны – лишь чуть-чуть приоткрывает тайну процесса под названием «гоночный уик-энд «Формулы-1».

229-16-3_t.jpg
Движение на Grand Prix Street утихает только поздним
вечером.  Фото Романа Смирнова

В первую очередь поражает масштаб мероприятия и огромное количество персонала, которое задействовано для проведения Гран-при как со стороны организаторов, так и со стороны команд. Например, есть старый анекдот о том, сколько нужно народу, чтобы вкрутить лампочку. Так вот, в «Формуле-1», чтобы вкрутить одну лампочку, а конкретнее, поменять одно колесо на пит-стопе по ходу гонки, нужно три человека. Умножаем на четыре колеса. Сюда добавляем шефа бригады с «леденцом», который останавливает/выпускает машину после пит-стопа, а также людей с домкратами (еще двое). Также двое прочищают воздухозаборники и еще один – забрало шлема пилота. Еще есть человек, у которого в руках запасной домкрат.

Итого, чтобы обслужить один болид, из боксов по команде выскакивает сразу целый отряд механиков из 18 (а то и больше) человек! В команде – две машины, у каждой – своя бригада механиков. Обслужить машину эта компания может примерно за 2 с. Рекорд принадлежит команде Red Bull Racing – 1,923 с. От расторопности и слаженности действий бригады зависит порой место на подиуме, поэтому команды проводят неустанные тренировки.

Помимо механиков команда привозит с собой еще целую толпу персонала – инженеры, повара, пресс-секретари, врачи, физиологи и т.д. Количество оборудования, которое весь сезон перемещается по миру, также впечатляет. Оперативная техника (машины и самые необходимые и дорогие элементы) путешествуют на огромных «Боингах». Остальная техника имеется в нескольких комплектах и передвигается морем. Все это надо очень быстро разобрать, установить, а потом вновь упаковать.

Все это есть во всех гоночных сериях, но в «Формуле-1» этот процесс просто грандиозен! В этом деле у каждого члена команды свой четкий функционал, поэтому при кажущемся хаосе движения погрузчиков, перемещении коробов, контейнеров и прочего присутствует строгий порядок. Зритель видит выступление пилота, но за его плечами стоит многочисленный персонал – команда, без которой ему даже с места не сдвинуться. Именно поэтому пилоты в интервью всегда подчеркивают работу всей команды, употребляя местоимение «мы» применительно к тем или иным достижениям.

Команды – только часть уик-энда. В работе над проведением Гран-при участвуют еще несколько тысяч человек. Из них только журналистов может быть около 500, несколько сотен маршалов и персонала по обслуживанию трассы, а также руководство «Формулы-1», делегаты FIA (Международной автомобильной федерации) с сопутствующим персоналом. За исключением части маршалов, спасателей и работников автодрома, вся эта компания перемещается по миру от гонки к гонке.

229-16-2_t.jpg
Фернандо Алонсо (Ferrari) – «большая красная рыба»
в паддоке F1 на «Сочи Автодроме».
Фото Романа Смирнова

Естественно, все это требует колоссальных материальных ресурсов. Чем круче серия, тем больше народу и выше расходы на проведение мероприятия. Дискуссия о снижении расходов в «Формуле-1» идет уже не один год, но так ни к чему и не пришла. С введением нового техрегламента команды говорят об увеличении своих расходов, а не об их уменьшении, как предполагалось.

На «Сочи Автодроме» благодаря архитектуре расположения пит-билдинга и мест для команд очень интересно было наблюдать за движением людей. Не слишком широкое пространство между входами в боксы команд и их помещениями в Сочи решено в виде своеобразной улицы, которую условно можно назвать Grand Prix Street. Оформлена улица фонарями, пальмами и устлана брусчаткой. Ее начало и конец ограничены КПП, где проверяют допуск в паддок.

Таким образом, получается что-то типа аквариума: по сторонам – границы, небо – сверху. Разноцветные рыбки, рыбы и рыбищи – члены команд в своей форме. Ярко-красные – Ferrari, стальные – McLaren и Mercedes, белые с полосками – Williams, зелененькие – Caterham и т.д. Есть редкие рыбы произвольной раскраски – гости паддока. А есть хищные – с камерами и диктофонами. Стоит из «домика» выплыть важной рыбе, как пресс-пираньи накидываются на нее со всех сторон. Важных и «вкусных» рыб защищают пресс-секретари, иные отбиваются сами. На самом деле опытные журналисты знают, кто может дать комментарий, а кто может дать по башке (фигурально).

Звук – неотъемлемая часть гонок, такая же, как и скорость и внешний вид болидов. От нововведений в «Формулу-1» звук пострадал больше всего из-за введения гибридных двигателей меньшего объема. Живьем услышать болиды 2014 года мне удалось впервые и сравнить с ощущениями от просмотра заездов машин прошлого поколения, которые привозили в Россию на различные промомероприятия. Это, конечно, небо и земля.

Волна критики звука новых болидов немного схлынула, но не ушла. Знатоки говорят: «Народ привыкнет»… Может быть, и так, но вот тот народ, который смотрит не только «Формулу-1», – вряд ли. Например, болиды также выступавшей в Сочи серии GP2 звучали как настоящие гоночные автомобили, да и на трассе было как-то веселей: обгоны, борьба. Раньше без наушников смотреть «Формулу-1» вблизи было опасно для слуха, теперь же можно разговаривать, даже не сильно повышая голос.

Также королева автоспорта сильно «подурнела»: форму носовых обтекателей не обсмеял в начале сезона только ленивый. Если со звуком проблему решить удастся вряд ли, то носы обещали подправить в следующем сезоне. А сочетание красоты, звука и борьбы на трассе есть, например, в кузовных гонках (или, если точнее, в гонках спортпрототипов), в сериях DTM или WEC. Так что гоночным фанатам еще есть где отвести душу по полной программе. А носы «Формулы-1» российским болельщикам выпадет шанс проверить «живьем» ровно через год, на Гран-при России – 2015.

Сочи–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
526
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2250
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1481
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1105

Другие новости