Потребность в общении вернула из прошлого настольные игры. Фото Reuters
Вы не заметили, что люди стали стремительно молодеть? Нынешние тридцатилетние не считают зазорным ходить в кино на мультфильмы и играть в игры, причем не с детьми, а собираясь в компании ровесников. Это совершенно не мешает им делать карьеру, создавать семьи, рожать детей. Противоречие? Здесь есть о чем подумать.
Наверняка многие из нас замечали, да и психологи подтвердят, что человеческое общение – это тоже своеобразная игра. В ней раздаются роли, устанавливаются определенные правила, а способность человека обманывать дает процессу общения дополнительную изюминку.
Сама по себе игра – это очень сложное психологическое явление. Здесь и простое переключение мозга на что-то отличное от обыденности, и возможность примерить на себя иную социальную роль, и человеческое общение.
Огромную популярность в больших городах стали приобретать антикафе. В чем их смысл? Туда можно прийти, чтобы спокойно поработать, или большой компанией, чтобы пообщаться. Платишь только за время, поминутно. Напитки и еда – бесплатны. Их можно даже принести с собой. Но никакого алкоголя. За редким исключением, в некоторых антикафе, можно пить разве что вино. Пришли вместе – общайтесь без посредства веселящих веществ. Еще одна интересная особенность: в таких местах всегда большой выбор настольных игр. Получается практически атмосфера детского праздника – друзья, безалкогольные напитки и игры. Может быть, современному жителю мегаполиса именно это и нужно?
В 15 лет я, попадая в торговый центр по случаю и убивая там время, шла в отдел одежды или обуви. Сейчас скорее пойду присмотреть очередную настольную игру. Они теперь очень разнообразны. Темы – самые разные. Начиная с военных стратегий, заканчивая абсолютно мирными темами. Когда дочка моих соседей в восьмом классе увлеклась биологией и экологией, я подарила ей игру, в которой нужно было заниматься правильной утилизацией и переработкой отходов. За этой игрой мы вместе с ее родителями провели не один час. И мы, люди с высшим образованием, тоже узнавали для себя что-то новое.
Одной из первых в России появилась и сразу многим полюбилась «Монополия». В ней можно почувствовать себя олигархом, «хозяином заводов, газет, пароходов». А можно и обанкротиться. Большой компанией хорошо играть в «Имажинариум» или его аналоги. На руках у тебя – карточки с психоделическими картинками, которые на стол выкладываются взакрытую и перемешиваются. А потом надо отгадать, какую из карточек положил ходивший, проассоциировав ее с конкретным словом. Это очень сближает людей, помогает им лучше понимать друг друга. Да и воображение развивает.
Что еще можно в игре? Да, наверное, все что угодно. Искать пиратские сокровища? Это «Шакал». Распутывать преступные сети? Это «Клуэдо». Менять мир при помощи сумасшедших изобретений? Это «Нефариус». Нравится составлять из букв слова? Можно взять «Скраббл» или «Балду». Перечислить все или просто выделить самые интересные невозможно.
Антикафе становятся необходимым элементом
молодежного образа жизни. Фото с сайта www.ziferblatt.net |
Я игрок со стажем. И дома, и за городом шкафы забиты играми. Каждый раз выбираю под настроение. И я вовсе не уверена, что со временем мой интерес пропадет. Скорее всего буду постоянно открывать для себя что-то новое и играть, играть, играть. Однажды мы с молодым человеком приехали в гости к его друзьям, в другой город. Семейная пара, с двумя детьми. Родителям – за тридцать. Вечером после ужина оба с горящими глазами стали уговаривать нас поиграть в «Колонизаторов» – добывать ресурсы, строить дороги и создавать селения и города. Провели за игрой несколько часов. Прерывались только, чтобы детей искупать и уложить спать.
Мое недавнее личное открытие – «Энергосистема». Первоначально меня, как журналиста, много занимающегося вопросами энергетики, привлекло именно название. Тут, как в любой игре, – целый мир. Надо развивать энергосистему страны. И проблемы взяты из реальной жизни. Топишь углем – получаешь загрязнение и знаешь, что этого ресурса надолго не хватит, надо будет вкладывать деньги и модернизировать электростанцию. Используешь возобновляемые источники энергии – рискуешь не удовлетворить спрос и проиграть конкурентам, которые быстро растут на углеводородном топливе. Глобальные проблемы – как в реальном мире. Дополнительный повод задуматься об этом для взрослых. А для детей – отличное обучение. Через игру информация всегда усваивается лучше.
Людям всегда хотелось общаться за игрой. И первые настольные игры – для взрослых. Дети всегда были подвижны, и усадить их было проблемой.
Самой древней из известных настольных игр – около 5000 лет. Доски для нее нашли во время раскопок в древнем Шумере, в королевской гробнице в Уре, которая датируется примерно 2500 годом до н.э. Оригинальное название игры неизвестно, но ученые приходят к выводу, что она предшественница современных нард.
Вообще игра – это отражение мира, который окружает человека. Шахматы – военная стратегия, которая родилась приблизительно в V–VI веках в Индии, а затем была «доработана» до современного вида арабами. Тяга людей к коммерции и азарту стала одной из причин рождения игральных карт. Возможных комбинаций их использования – тысячи. Это во многом универсальная игра.
Новое время ставило перед человечеством новые задачи и вызовы, подбрасывало ему проблемы, о которых раньше оно подумать не могло. В результате – сотни тематических абсолютно новых игр. Теперь в них играют и дети. Более того, их начинают создавать специально для детей.
Советская Россия конца 20-х годов жила под лозунгом «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны». Активно внедрялся план ГОЭЛРО. Итог – даже в 1928 году свет увидела игра для детей «Электрификация». Советские дети за игрой узнавали, что такое электричество, зачем оно нужно, как работает «лампочка Ильича» и многое другое. Базовые знания, с которыми современные малыши, кажется, уже рождаются. А для поколения 1920-х годов – целый новый мир.
Так что снобистски пренебрегать играми не стоит. Современные игры для взрослых – зарядка для мозга сродни шахматам, если, конечно, человек относится к ним серьезно и понимает, что делает на доске. А для детей это возможность в понятной форме получить набор базовых, но совершенно необходимых им в дальнейшей жизни знаний.
И, говорю из собственного опыта, вечер за настольной игрой – гораздо приятнее и полезнее нескольких часов, проведенных перед телевизором.