В деревне Норинская «тунеядец» Бродский провел полтора года... Фото из книги Льва Лосева «Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии»
«Это был один из лучших периодов моей жизни. Бывали и не хуже, но лучше, пожалуй, не было» – так Иосиф Бродский писал о ссылке в деревню Норинскую, где провел полтора года – с 13 марта 1964 года до 1 октября 1965-го. Здесь, в Норинской, вот уже два года идет работа по созданию музея поэта. Точнее, работа эта идет и в районном центре Коноше, и в Архангельске, и в Петербурге и теперь уже в Москве, и самые разные люди считают ее своим делом.
Автор книги «Иосиф Бродский в ссылке» Михаил Мильчик подробно останавливается на событиях той поры, отмечает детали и встречи, оставившие свой след в стихах поэта. Наказание, установленное советским судом ленинградскому «тунеядцу», имело неожиданный результат: в Ленинград вернулся не талантливый юный стихотворец, обласканный великой Ахматовой, но зрелый поэт, обретший новый опыт и уверенность . «Есть мистика. Есть вера. Есть Господь/ Есть разница меж них. И есть единство». Тексты «норинского периода» можно читать бесконечно, в них угадывается весь будущий Бродский – «поэт – лауреат Библиотеки Конгресса», нобелевский победитель…
«Мой народ, не склонивший своей головы,/ Мой народ, сохранивший повадку травы:/ В смертный час зажимающий зерна в горсти,/ Сохранивший способность на северном камне расти…»
В 1966 году мой дядя, молодой врач, привез из Ленинграда новые магнитофонные пленки, новенький аппарат «Днипро» исправно воспроизводил голоса Клячкина, Кукина, сестер Керри и Окуджавы, а мы, дети, освобожденные от непременного семейного декламирования классики, счастливо забытые старшими, ловили новые слова и смыслы. Некоторые остались навсегда. «Мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров…» Через много лет, перечитывая слепые машинописные копии («Эрика», как известно, могла осилить только четыре экземпляра, в руки обычно попадали самые последние), удивлялась тому, как давно на самом деле я знаю многие строки Бродского; задолго до того, как научилась читать, они, как строки других великих поэтов, проникли в детское подсознание вместе с отголосками поздних разговоров взрослых, обрывками цитат, ритмами речи и Бог знает чем еще…
И никогда не думала, что когда-нибудь окажусь у Бродского дома и буду запросто звонить ему, каждый раз приезжая в Нью-Йорк, и спешить на Мортон-стрит, где, конечно же, должен был бы быть сегодня музей. Но его нет.
Немногочисленные подлинные вещи поэта все равно привлекают туристов. | Фото автора |
Первый раз мы встретились весной 1991 года. Еще был Советский Союз, уже возмужала гласность, я работала в отделе литературы журнала «Огонек» и приехала в Нью-Йорк на конференцию с актуальным названием «Гласность в двух культурах». Это была моя первая (как и многих участников нашей делегации) поездка на Запад. В Нью-Йорке уже жила участница нашей встречи Татьяна Толстая, и ее переводчица Джейми Гамбрелл дружила с Бродским. В гости к поэту весенним утром мы направились вместе с Джейми, Галиной Андреевной Белой, в то время старшим научным сотрудником ИМЛИ, молодой преподавательницей журфака МГУ Еленой Скарлыгиной и американским филологом Сашей Сумеркиным. Это была невероятная встреча, одна из самых запомнившихся из феерического многообразия встреч бурной и чрезвычайно щедрой на знакомства и узнавания эпохи. Мы смеялись и пили шампанское, в хозяине не было ни капли патрицианского величия «поэта-лауреата», но угадывался голос питерского подростка, сочиняющего сонеты Марии Стюарт… Того самого, что передал потом Анатолию Собчаку книгу стихов с посвящением «Городскому голове от городского сумасшедшего»… Обнаглев, я спросила, не хочет ли он передать что-нибудь для «Огонька», и он замер – а что, меня напечатают в «Огоньке»? И передал новую поэму «Вертумн».
Публикацию – первую публикацию нобелевского лауреата в нашем журнале – я привезла в следующий приезд. В гостях у Бродского уже был Михаил Барышников, который радовался публикации не меньше, чем автор. Я попросила ответить на несколько вопросов о русской литературе для «Огонька», спрашивала, что он думает о современных русских поэтах и происходящем в Москве. О поэтах он отвечал кратко (о литературе в целом и об изящной словесности много и охотно рассуждал как раз Барышников), зато много и горячо говорил о необходимости немедленно реформировать российское сельское хозяйство, в нем – основа будущего страны… Я добросовестно записала и опубликовала его слова, хотя и не вполне поняла его горячность. Только теперь, перечитывая воспоминания деревенских жителей, слушая записи голосов сотрудников районной газеты «Призыв», где Бродский напечатал два стихотворения («Осеннее» и «Тракторы на рассвете») в мемориальном зале Библиотеки имени Бродского в райцентре Коноша, понимаю, что этот диалог, наверное, никогда не прекращался.
Дом, где жил Бродский в Норинской большую часть ссылки, долгие годы был практически бесхозным и ветшал. Местные журналисты публиковали материалы о знаменитом ссыльном, вместе с энтузиастами и музейщиками записывали свидетельства, пытались достучаться до начальства… Неожиданно достучались, и в 2012 году начались первые восстановительные работы в доме, проведена научная конференция.
1 сентября 2014 года в Коношской районной библиотеке имени поэта состоялась презентация интернет-проекта «Создание современного музейно-выставочного пространства «Иосиф Бродский в Норинской» (именно так называлась деревня в 1964 году). После презентации учащиеся местной школы представили композицию по детским стихам Бродского, а журналистам и гостям показали достопримечательности райцентра – комбинат бытового обслуживания, где вторую половину ссылки поэт работал фотографом, отделение милиции, где едва не встретил свое 25-летие за опоздание из отпуска, Дом культуры… В поселковом выставочном зале выставлены оригинальные вещи – пишущая машинка, на которой были напечатаны стихотворения в газете, самовар, чемодан, ящик посылки от отца… В Коноше есть также необычная частная коллекция книг Бродского и о Бродском, в одноэтажном доме, во дворе – единственный пока памятник Бродскому, он сидит на лавочке, можно присесть рядом. Хозяева, поселковые предприниматели Тамара Васильевна и Александр Борисович Распоповы всегда рады гостям. Александр Борисович вспоминает, как о Бродском рассказывал отец, шофер, нередко подвозивший ссыльного из райцентра в Норинскую.
Сегодня практически никого из тех, с кем «сельскохозяйственный рабочий Бродский» в Норинской возил навоз, копал картошку и беседовал о суетном и вечном, нет в живых. В деревне вообще уже не осталось постоянных жителей, только дачники да любители поэзии, для них недавно открыли «гостевой дом» – традиционная изба напротив будущего музея, заодно проводят мастер-классы традиционных ремесел и приглашают на крестьянский обед. Архангельские журналисты уверены, что Бродский вернет в деревню жизнь. Во всяком случае, сотворение «музейно-выставочного пространства» соединило уже десятки людей разного возраста и рода занятий, опыта и достатка, обрело черты реального народного движения, в котором единомышленниками оказались библиотечные и музейные работники, строители и фермеры, друг поэта Михаил Мильчик и губернатор Игорь Орлов, а также журналисты из совсем не дружных друг с другом компаний. И в Норинской на дощатой эстраде все вместе читали стихи, потом копали картошку, которую обещал выкопать хозяйке, но не успел поэт, и мечтали о будущем музее. Российская словесность и гений Бродского объединили в эти дни всех, указав, быть может, спасительный путь и многим другим, тем, кого не было в Норинской с нами.
Музей Бродского будет открыт к 75-летию поэта, в 2015 году.