0
8026
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.09.2014 00:01:00

"Народная трава"

Вера Цветкова
Обозреватель "НГ"

Об авторе: Вера Леонидовна Цветкова – обозреватель «НГ».

Тэги: экзамены, егэ, сочинение, литература


экзамены, егэ, сочинение, литература Прошло то время, когда подростки тянулись к книге. Николай Богданов-Бельский. Ученицы. 1901. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

Осень и учебный год наступили, как водится, синхронно. Будущим выпускникам  стоит с ходу браться за дело: помимо весеннего ЕГЭ очень скоро им придется  писать сочинение – уже в декабре. Причем оценки за него ставиться не будут: весь букет орфографических, пунктуационных, стилистических, содержательных ошибок  сведется   к зачету или незачету (зачет добавляет к общей сумме 10 баллов). То есть такое себе сочинение в духе ЕГЭ. Что, конечно, логично, но есть ли хорошо?  

Помнится, в добрые старые «оценочные» времена пятерки (как и двойки) за сочинение ставились крайне редко. Пятерку мог получить только  безусловно грамотный, твердо знающий русскую литературу ученик с хорошо поставленным стилем и сколько-нибудь владеющий литературоведческими понятиями. Для того чтобы получить двойку, достаточно было сделать пять орфографических, или шесть пунктуационных, или шесть стилистических ошибок. Интересно, по каким критериям станут оценивать  сочинение с итогом «зачет–незачет»? И что  будет на выходе – малое количество двоек (незачетов), а все прочее – суть пятерки (зачеты)? Забавно.

Хотя, конечно, воскрешать  классическое сочинение – себе дороже. И в лучшие-то времена выпускники выдавали перлы вроде «Воздвиг я памятник нерукотворный, к нему не зарастет народная трава...» или «Эпиграфом к своему сочинению я взял слова Горького, который говорил, что смелый, храбрый человек безумен», – страшно представить, что они могли бы понаписать сейчас, с их нынешним клиповым сознанием и рукой, набитой  на эсэмэсках и прочих виртуально-компьютерных забавах. И при отсутствии практики – лет десять никто никаких сочинений в школе не практиковал. И при отсутствии тяги к чтению, если уж на то пошло.

В окружении электроники молодежь – в своей тарелке.	Фото Льва Исраеляна
В окружении электроники молодежь –
в своей тарелке. Фото Льва Исраеляна

Рабочая группа при Минобрнауки почти год вкалывала не покладая рук, разрабатывая модель нового-старого экзамена, и в конце августа назвала общие тематические направления, по которым школьники будут   писать сочинение («Каждое из направлений будет включать в себя набор закрытых тем, выбор из которых будет осуществляться непосредственно в день написания сочинения»). Вот они, эти пять подготовленных тематических направлений (в рабочей версии их было десять): 

– «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) – традиционно и понятно; выберет большинство;

– «Вопросы, заданные человечеству войной» – какой войной, как водится, Великой Отечественной или войной в глобально-философском смысле? Чтобы поднять подобную тему, надо быть мудрецом, а не выпускником школы; 

– «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» – пожалуй, слишком общо сформулировано. К каким произведениям здесь  обращаться – «Старик и море» Хэмингуэя?  «Записки охотника» Тургенева? Может быть, к Джеку Лондону с его собачьими упряжками?      

– «Спор поколений: вместе и врозь» – тема скорее философическая. Или статистическая: «Поколение 90-х по сравнению с поколением 70-х…» и т.д.;

– «Чем люди живы?» – так и представляешь перечисление по пунктам и   подпунктам: «хлебом», «зрелищем», «любовью», «нелюбовью», «самоутверждением», «жаждой власти»… 

Какое-то странное вырисовывается сочинение, не очень-то на знание литературы, верно?

В добрые старые времена одна из тем выпускного сочинения, как правило, касалась русской литературы первой половины XIX века, вторая – второй половины,  третья – литературы ХХ века. Плюс была так называемая свободная тема. Так, может, никто на нее нынче и не ставит, на литературу, просто хотят проверить умение выпускника излагать свои мысли и гражданскую позицию? А проверка знания литературы изначально не предполагается?

Лет десять в школе не практиковали написание сочинений.	 Фото PhotoXPress.ru
Лет десять в школе не практиковали написание
сочинений. Фото PhotoXPress.ru

Не повезло, что выпала стоявшая в рабочем списке  «Виртуальность в нашей жизни» – вот бы где ребятки смогли так развернуться! И повезло, что не осталась «Быть гражданином» – хорошенькая темка для страны, в которой так и не случилось гражданского общества! Понимаю, почему не прошла  тема-направление «Будущее России и мира в произведениях русской литературы», сомнительная по сегодняшним реалиям и вызывающая из памяти «Мы» Замятина, «Кысь» Толстой, «Опричника» Сорокина, а то и «1984» Оруэлла. Не допустили в финальный список – и правильно сделали –  «Литературу и власть», потому как о ком же здесь писать, как не об Эрдмане, Зощенко с Цветаевой, Солженицыне, братьях Стругацких, а то и «Гражданине и поэте» Быкова? (Если серьезно, совершенно неподъемная тема, тема даже не диплома – кандидатской диссертации.)

Взгляните на темы сочинений для старших учеников российских гимназий начала прошлого века, тоже отнюдь не литературные:

– «Слово как источник счастья»;

– «Почему жизнь сравнивают с путешествием?»;

– «Родина и чужая сторона»;

– «О скоротечности жизни»;

– «Какие предметы составляют богатство России и почему?»;

– «О высоком достоинстве человеческого слова и письма»;

– «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве»;

– «О проявлении нравственного начала в истории»;

– «На чем основывается духовная связь между предками и потомством?».

Мне кажется или эти формулировки действительно глубже, искренней и конкретнее оглашенных в августе тематических направлений? 

Думается, нынешним выпускникам не по зубам были бы темы о достоинстве и нравственном начале (впрочем, о духовной связи и  скоротечности жизни, наверное, тоже). Зато тема «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве» вызвала бы у современных выпускников гомерический хохот. 

...Даже в такой узкой сфере, как выпускное сочинение, регресс за прошедшие сто лет налицо.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
497
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2217
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1449
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1082

Другие новости