Дон славится застольями и песнями под аккордеон. Фото автора
Отец любил говорить: «Казак – это состояние души». Так он отвечал на упреки, когда по приезде к нам он, как и полагается в гостях, крепко выпивал, а потом устраивал всенощную, распевая до утра песни из «казачьего репертуара». Десятки раз за ночь соседи по «панельке» слушали «По Дону гуляет казак молодой», потом про есаула молоденького, особенно папе на высоких нотах удавалось: «Не буди казака, ваше благородие, он во сне видит дом, мамку да метлу…» На тех же нотах пел он и про казаков в Берлине. Его просто распирало от гордости при словах: «Казаки, казаки, едут, едут по Берлину наши казаки». Уговоры помолчать на отца действовали считаные минуты, а потом начиналось все сначала.
Надо отдать должное соседям – никто из них никогда не сказал худого слова в адрес отца. Они относились к нему с уважением.
Утром папа опохмелялся и пил… кофе. А после, расслабившись, любил поговорить по душам. Дескать, с чего я взяла, что он надоедает соседям своими песнями. В паузах наливал рюмочку. Разговор лился рекой. Особенно любил рассуждать о казачьих заповедях, о традициях и обычаях. Иной раз, слушая его, просто поражалась: откуда столько знает про казачество, ведь книжек не читал… Да и в роду у него там, в Карпатах, не было казаков. Рос до 15 лет в семье лесничего, который, правда, своему делу обучался во Франции. А потом судьба занесла на Ставрополье, куда сбежал к брату-фронтовику.
– Казаком может стать каждый, если есть желание, – говорил отец. – Испокон веков казачьи общины принимали к себе всех желающих. Главное – воспитать в себе казачий дух.
Моя подруга Тамара – с крутым нравом, неустанная труженица, как говорится, всюду поспевающая и все делать успевающая, – потомственная казачка. С раннего детства, по словам Тамары, бабушка воспитывала в ней «казачий дух» (родители всегда были на работе).
– Поднимали меня чуть свет, – вспоминает подруга. – Надо было кормить птицу, пропалывать и поливать огород. Мы со старшим братом также убирали подворье, чистота должна была быть идеальной. Каждый день до блеска начищался не только самовар, но и вся домашняя утварь – кастрюли, сковородки… Я еще в школу не ходила, а уже умела вязать и вышивать. Нелегко было, но мы никогда не отлынивали от работы. Потому что так принято было в семье – послушание и уважение к старшим.
По воскресеньям я иногда с Тамарой езжу в гости к ее 87-летней матери. Когда бы мы ни приехали, у хозяйки – тети Лены – стол полон угощений. Она, как и ее дочь, готовит настолько вкусно, что напрочь забываешь о какой-либо диете.
Казаки – народ радушный. |
Да и чего говорить, на казачьем Дону силен культ еды. В свое время я тоже проходила «курс молодого бойца» на кухне у свекрови. Дело в том, что у нас в степном (восточном) районе Ставрополья было как у литературного героя Собакевича: «У меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!» А тут такие разносолы: заливная рыба, лещ, запеченный с капустой, тушеный сазан, пирожки, утопающие в сметане. А какие блины – с мясом и медом, вареньем и семгой!..
Да что там еда, я, как и потомственная казачка Тамара, до сих пор все крахмалю – простыни, пододеяльники, гардины… Эта привычка крахмалить, как и наготавливать на целую роту, прочно вошла в мою жизнь.
Когда приезжают гости, желающие прочувствовать «казачий дух», то ломать голову над тем, куда поехать, долго не приходится – благо уже есть немало этнографических казачьих усадьб. Везешь в станицу Старочеркасскую или Пухляковскую, где происходит смещение времени. Как правило, в центре усадьбы – казачий курень и летница, украшенные резными деревянными выпиловками в форме плетущейся виноградной лозы. В курене проходят различные программы в традициях казачьего застолья. Ну а в летнице, конечно же, расположена печка-горнушка. На ней-то и готовили летом казачки уху-щербу, жарили рыбу, в ней же пекли хлеб. Вот тут-то и можно проявить свои способности в донской кулинарии. Чтобы приготовить кашу в чугунке, надо растопить печку-горнушку, из колодца принести в казанах на коромысле воды, надрать в ступе крупы. Закипела вода – бросай крупу, да не забывай помешивать…
После казачьего застолья с песнями под баян у моих гостей прямо-таки дух распирает – им нравится на вольном Дону. А кто пожелает, тому и казачью грамоту можно выхлопотать.
На Дону обряд посвящения дорогих именитых гостей в казаки давно стал неотъемлемой частью гостеприимства. Правда, три года назад эту «порочную традицию» попытался поставить под запрет бывший атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий (в июне 2013-го его сменил Виктор Гончаров). Атаман гневно высказался в духе того, что «обычная пьянка преподносится как посвящение в казаки многих прибывших гостей из федеральных и зарубежных структур».
Сегодняшний атаман войска Виктор Гончаров, наоборот, считает, что посвящение в казаки французского артиста Пьера Ришара и других гостей Ростовской области – это просто элемент туристического шоу и дань традиции.
– Туристы, приезжающие в Ростовскую область, членами казачьих обществ не становятся, они просто участвуют в красивом празднике. Реагировать на это отрицательно и тем более бороться с этой традицией не стоит, – считает Виктор Гончаров.
– Если ты не казак по духу, – говорит Тамара, – то пусть тебе хоть сто грамот о посвящении в казаки выдадут, все равно им не станешь, как и не стал истинным казаком главный герой фильма «Блондин в желтом ботинке»… Другое дело – твой отец…. Вот он был настоящим казаком.
Папа умер пять лет назад. А я до сих пор не могу себя простить, что ругала его за всенощную. Он хорошо пел казачьи песни.