Сегодня каждый может выбрать себе отдых по душе. Фото со страницы парка Горького в социальной сети «ВКонтакте»
Одна моя подруга работает на радио. Территориально ее место работы располагается у метро «Новокузнецкая» (кто знает – тот поймет, о чем речь). Каждый вечер, заканчивая свою смену, она, как правило, отправляется на прогулку – эта любительница старой Москвы неизменно носит с собой фотоаппарат для фиксации мгновений из жизни простых и не очень простых москвичей. Разумеется, гулять одной ей бывает скучно, а потому она неизменно берет кого-нибудь с собой – то молодого человека, то старшего брата, то, конечно же, подруг, включая меня.
И так получилось, что издревле наш маршрут начинается на Пятницкой (уже потом мы идем к набережной, пересекаем реку, гуляем по Красной площади, направляясь к Китай-городу). Еще пару лет назад (какой там! год! нет, полгода!), возвращаясь домой либо садясь в кафе и подключая фотоаппарат к ноутбуку, мы с разочарованием приходили к выводу, что больно фото получаются неэстетическими. Взять хоть Пятницкую, заставленную припаркованными авто, или абсолютно бессмысленные виды набережных с теми же парковками и несущимися на всех скоростях машинами. Люди идут в плотном узком потоке толпы – и кажется, что вот-вот кто-нибудь вытолкнет соседа на проезжую часть: на лицах напряжение и сосредоточенность – это не прогулка, это почти выживание.
Некоторое время назад, однако, мы удивились, когда вышли на Пятницкую. Нет, она не похорошела внезапно, скорее наоборот. В один день на ней стали вестись реставрационные и ремонтные работы. По сути своей они напомнили о каком-то постапокалиптическом фильме – все было перерыто, движение целиком перекрыто, дым, копоть, пыль, аппараты страшного вида, чумазые люди, голые по пояс. В общем, жуть какая-то.
Хотя и в этом мы нашли свою плюсы. Все помнят фотографию Спенсера Платта, сделанную в Бейруте, – где компания в роскошном красном кабриолете проезжает мимо разрушенных израильскими бомбардировками руин? Этот контраст отчасти удавалось уловить и моей подруге, выхватывавшей потрясающе красивых дамочек, шлепающих на высоких каблуках мимо вырезающих куски асфальта трудяг.
Столица преобразилась визуально – стала чище,
цветастее, комфортнее для жителей. Фото с сайта www.mos.ru |
Порой наш маршрут уходил далеко за рамки намеченного – и мы отправлялись пешком вплоть до Бауманской. В таком случае наша дорога лежала через Маросейку, где – вот чудо! – произошло то же самое: реставрационные работы даже как-то сами по себе добавили колорита обыденным московским панорамам. Только потом мы узнали об истинных планах и целях работ: расширение пешеходной зоны, велодорожки, новые фонари, удобство для самих жителей.
Первый пункт – с расширением пешеходных территорий – тронул мою подругу до глубины души. У нее нет своей машины, поэтому права пешеходов для нее – святое. А если вспомнить то, в каком состоянии пребывала в последнее время Пятницкая – с неимоверно узкими тротуарами, на которые столичные автовладельцы умудрялись припарковать еще и свои средства передвижения, – то, в сущности, ее можно понять. Меня, признаться, тоже порадовало расширение пешеходной зоны, хотя поначалу я даже как-то испугалась (сама-то на колесах) – будет ли вообще проезжая часть?
Ну, а потом – совсем недавно, кстати говоря, перед нами предстал результат. Произошло это так же внезапно, как и начались работы, – просто в один из «фотодней» мы вышли на другую улицу Пятницкую – с винтажными фонарями, пространством для пешеходов, где не приходится давить и выталкивать друг друга, – в общем, получилось место, где оказались соблюдены права как пешеходов, так и автовладельцев.
То же самое – и с Маросейкой. На этих выходных мы спокойно сели с подругой и проанализировали фотографии. И подметили то, о чем как-то не задумывались в последнее время. Некоторые фотографии подруга делала во время обеденного перерыва. Так вот: будни, Москва, час-два-три дня (у журналистов обеденный перерыв – растяжимое понятие), столичные скверы и улицы полны людей всех возрастов – мамы и папы с детьми, пенсионеры, молодые люди 20–30 лет. И не поймешь – почему никто не работает?
Мы пришли к двум выводам. Во-первых, благоустройство. Москва действительно сильно преобразилась за последние годы. Она стала не только функциональнее, удобнее, разумнее – но и приятнее эстетически, комфортнее, чище, благоустроеннее. В такой столице всегда найдется время, чтобы присесть на лавочку и просто полюбоваться окружением, передохнуть. Во-вторых, информация о благоустройстве своевременно доходит до самих жителей столицы: СМИ, соцсети, спецпрограммы и многие другие источники вовремя сообщают, что в таком-то парке добавили Wi-Fi, такая-то зона была оборудована детскими площадками, а на другой появились спортивные площадки. В-третьих, москвичи и жители Подмосковья стали выбирать центр России в качестве места для отдыха. И чем дальше – тем активнее.
Таким образом, в столице сформировалась своеобразная территория свободы, которая и была зафиксирована на фотоаппарате моей подруги. Кто-то выбирает прогулки по парку, кто-то – поход в музей, кто-то – велопрогулки. Я вот в последнее время полюбила веломаршрут вдоль смотровой площадки на Воробьевых горах – с последующим экстремальным спуском к набережной и медитативным любованием парком Горького. Иными словами, сегодня каждый выбирает по себе, благо возможностей в Москве теперь хватает не только для работы, но и для отдыха.