Когда-то «Феррагосто» отмечали с шиком...
Италия тонет в воде. Почти всюду, на севере, как и на юге, небо затянуто тяжелыми клубами черных и иссиня-серых облаков, не предвещающих ничего хорошего, одни обильные ливни. И на самом деле почти каждый день под вечер эти зловещие облака растворяются в громких грозах, изобилующих фейерверками молний. Туроператоры и вообще те, кто работает в области туризма, в отчаянии. Клиентов все меньше и меньше, особенно из Германии, Австрии, Скандинавских стран, которые в нормальных условиях составляют ядро массы отдыхающих.
Многие потенциальные туристы, испуганные сообщениями СМИ, уже сторнировали свои заказы из стран проживания. Другие, приехавшие на морские и горные курорты даже на караванах и кэмперах, через два дня плохой погоды собирают свои манатки и, чертыхаясь, возвращаются домой. Экономисты подсчитали, что в среднем сумма, заработанная туроператорами, снизилась на 10 или 20%. Потери туристического бранша достигают 750 млн евро. Под угрозой оказался урожай яблок и винограда – основных сельскохозяйственных продуктов Северо-Восточной Италии. По данным организации «Кольдиретти», объединяющей мелких фермеров-единоличников, потери аграрного сектора составляют не менее 5–6 млрд евро.
Это очень не по сезону. В данное время года, как правило, Италия задыхается от жары. 15 августа наступил праздник Ferragosto, название которого восходит к латинскому Feriae Augusti – «Августовские отпуска». Имеется в виду не месяц, а император Цезарь Август, который около двух тысяч лет назад установил этот праздник. Потом он изменил и название месяца, который раньше назывался sextilis, и назвал его по своему имени – август, и так мы его и называем.
Несмотря на то что Церковь прибрала все дело к рукам, назначив на 15 августа праздник Успения Пресвятой Богородицы, люди продолжают отмечать «Феррагосто» в первоначальном смысле как день всеобщих отпусков. Тем самым «Феррагосто» стал единственным языческим праздником, который еще сегодня отмечают в Европе в той же форме, в которой он был задуман в древности.
Конечно, таких случаев перехода праздника от одной религии к другой в истории немало, но все они имеют иной привкус, они не были плодом привязанности народа к своим корням, а являлись следствием безропотного принятия самостоятельных решений церковных власть имущих. По всей Европе Церковь, как православная, так и католическая, пыталась, часто с успехом, «освятить» популярные языческие праздники, приурочив к ним празднование какого-нибудь христианского святого или вложив в них новый христианский смысл. Бывало и так, что легендарные или просто несуществующие персонажи языческого мира с течением времени принимали черты реальных особ. Например, некоторые исследователи таким образом объясняют появление католических святых Перпетуи и Фелициты Карфагенских. Дело в том, что древние римляне приветствовали друг друга, между прочим, формулировкой Perpetuam Felicitatem, то есть «вечное счастие». Прошли века, и эти два слова в христианском окружении приобрели черты двух благочестивых карфагенских женщин – Перпетуи и Фелициты.
...и туристов было много – чего не скажешь
о кризисных годах. Фото Reuters |
Почитание святых – одна из важнейших сторон католического вероучения. Поэтому Католическая церковь взяла под свое покровительство 15 августа, объявив его праздником Успения Богоматери. Но лишь в 1950 году Папа Пий XII особым декретом принял догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо. В народе, особенно на селе, сохранилась традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии, как их тогда, в языческое время, приносили «хтоническим» богам (богам земли и плодородия). Сегодня праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией. В середине августа завершался сезон больших летних работ. Поэтому в обрядах этого дня слились элементы христианства и язычества.
А как императору Цезарю Августу вздумалось приурочить к 15 августа праздник «Феррагосто» (Ferragosto)? Надо вспомнить, что древние римские жители торжественно отмечали окончание жатвы праздником «Консуалий», посвященным древнеиталийскому богу земли и посевов Консулу и приходившимся на месяц sextilis. В 27-м году до н.э. римский Сенат присвоил Цезарю Октавиану имя Августа (Величайший), и вскоре один из народных трибунов предложил назвать в честь императора тем же именем «август» 6-й месяц sextilis. «Консуалии» в новом варианте стали называться Feriae Augusti, откуда и произошло сокращенное Ferragosto.
В современной Италии молодежь отмечает 15 августа играми и состязаниями, которые с Успением Богоматери ничего общего не имеют, а прямо восходят к таким же развлечениям древнеримского времени. Люди разжигают костры на пляже и на вершинах гор, устраивают посиделки на всю ночь, участвуют в народных гуляниях, во время которых поют старинные мелодии, для современных слушателей не имеющие никакого смысла. Они для них звучат как белиберда, но филолог-специалист может проследить по ним всю словесную канву вплоть до латинского оригинала. Также люди устраивают салюты и фейерверки.
Было время, когда на «Феррагосто» Италия как будто вся вымирала, оставляя в городах только туристов. Фабрики и производства закрывались, местные жители, как правило, брали отпуска и отправлялись к морю или в горы. Значит, люди еще дословно понимали «Феррагосто» как Feriae Augusti, праздники, назначенные императором Августом и проходящие в месяц его имени.
Правда, за последние годы, включая нынешний 2014-й, эта страсть к празднованию, к воздержанию от работы, к совместным трапезам на полях и на обочине леса в значительной степени улеглась. Итальянские фабрики и заводы больше не выглядят мертвыми. Но это последствие пожирающего доходы финансово-экономического кризиса: у людей просто нет денег, а это не говорит об иссякании источников древнеримского духа у современных итальянцев.
Рим