Летняя Финляндия хороша для теплолюбивых туристов. Фото автора
На первый взгляд и не поймешь, что туристы из России забыли в Финляндии. Казалось бы, климат холоднее, цены выше, да и архитектура Хельсинки иногда напоминает российскую или даже советскую. Тем не менее в центре города русскую речь можно слышать почти так же часто, как и финскую, а на центральных площадях то и дело встречаешь автобусы с российскими номерами.
Первое понимание начинает приходить, когда отведаешь местную кухню. Странные названия, обилие блюд из свеклы и причудливые соусы могут отпугнуть новичка. Однако, распробовав любое из финских блюд, начинаешь невольно восторгаться местными кулинарами. К примеру, традиционная лазанья, но с начинкой из свеклы, в одном из кафе в пригороде Хельсинки оказалась на редкость вкусной. А обнаружившаяся в колбасках из оленины дробь удивила лишь едоков, но никак не официантку. «Это дичь, в еде иногда попадаются остатки дроби, – привычно пожала плечами она, извинившись. – Будьте осторожнее, хотя это не опасно».
Необычны у финнов и сами рестораны. Они, к примеру, могут располагаться в помещениях бывших банков. Так что не удивляйтесь, если кухня скрывается за огромной бронированной дверью. «Раньше в центре Хельсинки было много банков, и практически не было мест для отдыха, – объясняют финны. – Экономическим центром город больше не является, и финансовые учреждения переформатировали в сферу обслуживания».
Цены в хельсинкском общепите не низкие, но это как раз тот случай, когда еда того стоит – по крайней мере если вы приехали на несколько дней. Местные хвалятся, что, мол, цены сказываются и на качестве – большинство продуктов натуральные. Вообще в Финляндии – как и во всей Европе – сейчас в моде здоровый образ жизни.
В общепитах Хельсинки кормят вкусно. Фото Reuters |
В эту моду логично вписывается и повальная велосипедизация финнов. Весь центр города испещрен велодорожками (хотя финны жалуются, что в соседней Швеции лучше), и этому транспорту власти уделяют особое внимание. По городу регулярно колесят тысячи велосипедистов, которым не страшны ни дождь, ни холод. На недоуменный вопрос о том, в каком виде на службу приедет работник, попавший под ливень, финны с традиционным спокойствием отвечают, что почти везде на работе есть душевые.
На вопросы о том, не мешает ли такое обилие велосипедистов пешеходам и автомобилям, ответственные за велодорожки сотрудники мэрии пожимают плечами – случается, мол, всякое. Поясняя, что в любом случае именно на велотранспорт в Хельсинки будет сделана ставка в ближайшие годы. Не желающим кататься на железных конях придется пересесть на автобусы, трамваи или активно строящееся метро. Пересадка проходит в добровольно-принудительном порядке – в Финляндии очень высокий налог на новые машины. Автовладельцам придется разориться на парковку в центре, которая обходится примерно в 600 евро в месяц.
Впрочем, общественный транспорт в городе действительно развит хорошо, да и расстояния не такие уж большие. Например, из центра Хельсинки в соседний город-спутник Эспоо можно добраться за 15–20 минут. Поздними вечерами, особенно в выходные, автобусы забиты молодежью – все молодые финны из пригородов едут развлекаться в столицу. В этом есть и оборотная сторона – в пригороде вечером податься особенно некуда. Торговые центры закрываются уже в девять вечера, и желающим погулять приходится ехать в столицу.
На раннее закрытие финских магазинов и кафе сетуют почти все русские туристы, дома привыкшие к круглосуточному шопингу. Не секрет, что, несмотря на достаточно высокие цены, в Финляндии развит шопинг-туризм. Из близлежащего Санкт-Петербурга в финскую столицу можно за умеренную плату добраться чуть ли не на маршрутке. И это объяснимо: магазинов в городе много, покупать в них приятно, а продавцы в большинстве своем ненавязчивы и любезны.
Тем не менее в центре Хельсинки магазины закрываются в 9 вечера, рестораны – в 10, что в принципе не так уж и плохо по европейским меркам. В ряде заведений продолжают работу бары, но кухня будет закрыта. Малонаселенный Хельсинки поздними вечерами практически пустеет, однако гулять по пустому городу можно без опаски – в городе нет неблагополучных районов.
В Финляндии принято начинать работу рано – в 8 утра. Офисы при этом производят впечатление – какой-то «нерабочий» уют, обилие мебели из натурального дерева, зоны для отдыха. Например, террасы с видом на Балтийское море, ландшафты или зимние сады. Подобным могут похвастаться только крупные компании, как офис финских авиалиний, где окна конференц-зала выходят прямо на взлетную полосу. За окном – смотровая площадка со столиками и стульями.
Самое удачное время посетить Финляндию для теплолюбивых – июнь или июль, поскольку даже в мае приходится ходить в теплой куртке. Но впечатление от города это не портит – промозглые ветра с Балтийского моря пробуждают аппетит. Да и удовольствие от уюта местных гостиниц сразу повышается.
Чтобы не тратиться на общественный транспорт, отель лучше выбирать в пешей доступности от центра города. Причем сам центр компактный: обойти пешком его можно за несколько часов. Много зданий сохранились еще с царских времен. Свой вклад в архитектуру (но далеко не всегда положительный) внесли простые панельные здания с квадратными формами – а-ля Советский Союз в миниатюре. Однако в целом Хельсинки производит приятное впечатление благодаря доброжелательной атмосфере, чистоте и неуловимому романтическому обаянию.