0
2488
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.07.2014 00:01:00

Точка взрыва

Елена Семенова
Обозреватель приложения НГ-Exlibris

Об авторе: Елена Владимировна Семенова – обозреватель «НГ-EL».

Тэги: литература, поэзия, фестиваль


литература, поэзия, фестиваль Каждый поэт выбирал для чтения удобное ему пространство.

«Cобираюсь весной проводить поэтический фестиваль», – деловито сказал Тима Котиков (все имена в тексте изменены для конспирации и литературной игры. – Е.С.). Только что мы вышли с небольшой поэтической встречи в магазине «Библио-Глобус» и стояли на Мясницкой, аккурат напротив бюста Маяковскому. И было символично, что первый уговор состоялся именно здесь. Как будто бы дух поэта пролетел над головами и прогудел «Надо организовывать фестиваль». И меня осенило. 

– А почему бы, – сказала я, – не провести фестиваль, в котором бы участвовали поэты разных поколений? Скажем, в один день молодежь с 20 до 30 лет, во второй – с 30 до 40, а в третий – соответственно старше? Мне кажется, это помогло бы пробить перегородки между возрастными группами и кипящими в своем соку литературными тусовками. 

– Да, – загорелся идеей Тима, – это было бы здорово.

Нельзя сказать, чтобы мысль о фестивале постоянно сверлила мозг. Сказала, подумала – ох, хорошо бы было. «Если бы да кабы» – пресловутое условное наклонение. Однако весной после семинара по поэтическому процессу вновь замаячила идея фестиваля. 

– Не знаю я, буду ли я проводить фест, – пессимистично проронил Котиков, – ведь нет никаких спонсоров. 

– Слушай, Тима, – произнесла я, – скажи, чем бы я могла помочь, и я это сделаю.

– Хочешь помочь – помоги материально, – рассмеялись Котиков на пару с Ксенией Виршовой. 

– Вот ты могла бы, скажем, приютить у себя на пару дней поэта из провинции?

– Вот уж не знаю, — расхохоталась я, – что скажут домашние, если обнаружат в уголку парочку прикорнувших поэтов.

И вновь разговор, прошелестев, прервался на полуслове…

Миновало месяца два. Я сидела по уши в делах, и вдруг в почту капнул имейл. «Блин, да некогда мне с Котиковым разбираться!» – была первая мысль в запарке. Но в письме было конкретное предложение – давай делать фест, иначе его просто не будет. И вот тут случилась мощная борьба между враждебными вихрями: между «ах, как бы я хотела собрать лучших и разных поэтов в едином пространстве» и предательским «ох, зачем мне этот лишний геморрой». И свершилось чудо: первая мысль вскочила в седло и закрутила педали. «Да, будем», – написала я, и это было подобно неотвратимой инициации. Тут же завертелись бурные почтовые дискуссии: как построить фест, чтобы не получилось водоразделов. «О’кей, – согласился Котиков, – надо смешать на каждом вечере поэтов, рожденных в разные десятилетия с 30-х по 90-е». Да, смешать и встряхнуть!

Слушателей мало, но любой из них – на вес золота. 	Фото Светланы Хромовой
Слушателей мало, но любой из них – на вес золота.
 Фото Светланы Хромовой

Тут же появилось неоперившееся, зеленое название «Точка взрыва». Мысль была о той искре, которая может проскочить при соприкосновении разных поэтик и взбудоражить сонный пруд. Да, так бы оно и осталось, если бы не легендарный Ермолай Ерошенко, которого мы, безусловно, не обошли приглашением. «Подумайте, – написал поэт мудро, – не звучит ли это название двусмысленно на фоне нынешней политики». И тогда на смену дерзости и выпендрежу этого названия пришло другое – осмысленное, замешанное на литературе – «Связь времен». Точно, нужно ведь не разобщить, не взорвать, а, наоборот, соединить противоречивые звенья культурной цепочки. И колесо феста закрутилось-завертелось, вматывая в себя самые, казалось бы, противоположные имена.

И тут меня осенило: вот зачем мне был нужен полученный 10 лет назад опыт сбора семинаров в одной строительной газете. Вспомнилось яростное ощущение болельщика, борьбы за каждого участника, добываемого путем звонков на бесчисленное количество фирм. А теперь кроме звонков это были серии сообщений на почте и на Facebook, которые – и это радостно признать – выявляли приличный процент желающих, загорающихся поколенческой концепцией. Подтверждая примерный возраст поэтического созревания и еще не утраченной активности, на фестиваль бурно записывались дети 70-х и 80-х. Клубная слэмовская молодежь с их игровым чтением и эпатажем смешалась с последователями акмеизма и авангарда 40-х и 50-х, с прозрачным и мудрым минимализмом объединения «Алконост». Даже некоторые именитые стихотворцы выцеплялись легко. Правда, кое-кто реагировал  неожиданно.

С энтузиазмом согласилась и пришла Нонна Копиш, в итоге получившая приз зрительских симпатий, а также Арина Городницкая, получившая, кстати, недавно московскую премию за книгу. Живо отреагировал поэт и прозаик Семен Царикайнен. Вначале загорелась идеей, но потом вдруг закапризничала Беатриса Всесильева, а великий и ужасный Диомед Лыков, выспросив, кто еще будет на фесте, сказал: что-то я никого из этих поэтов не знаю, и вообще меня это мероприятие не зажигает. Приятно и дружески отказалась популярная в кругах интернет-молодежи Лора Питонова, сказав, что ее в эти даты не будет в России. И, увы, столь яркие выступальщики, как Герострат Толоконников и Всеслав Умелин, сказали, что подустали от выступлений и берут тайм-аут. Зато без вопросов согласился и, главное, дошел Евлампий Здесин. 

У нас как у правильных организаторов был четкий сценарий, где мы представляли каждого особо и где поэты должны были выступать по очереди в своих возрастных разрядах. Только при объявлении женщин мы замалчивали десятилетие: уж очень чувствительно они к этому относятся. Но без перетасовок, как оказалось, обойтись просто невозможно: последние четыре дня перед фестом поэты скакали из одного дня в другой, как блохи. Помимо всего прочего, как назло, параллельно с нашим фестом на канале «Культура» шла запись поэтической программы «Вслух», оттянувшая наших игроков. Некоторые в итоге так и не дошли.

Первый день скатался блином, который комом. Началось все с того, что Тима боялся, что на вечер явится и закатит скандал Стефания Ваниль, автор идеи феста, которая уверяла, что Котиков «украл» у нее фестиваль. Мы даже подговорили охрану, чтобы ее не пустили в здание (хотя как бы они это сделали, не зная ее в лицо?). По счастью, она не пришла. Несмотря на назначенное время (а на литвечера, как показывает опыт, вовремя не приходит никто!), опаздывали все – и поэты, и слушатели, и, что самое потрясающее, ведущие Лиана Мурская и Иллария Капитанова умудрились опоздать более чем на час. На Котикова нападал непонятный графоман, который хотел читать вне программы, а когда ему объяснили, что это не положено, в ярости метнул нам свои вирши под ноги.

Хозяйка площадки начала с того, что ошарашила слушателей: а что это, мол, вы пришли и даже экспозицию в залах не посмотрели? А когда единственный почетный тридцатник вне регламента стал говорить колкие слова про Ермолая Ерошенко, хозяйка побила все рекорды гостеприимности. Вместо того чтобы сгладить ситуацию, она вступила с ним в яростную перепалку. Мне звонили опаздывавшие участники, чтобы переспросить дорогу, и в довершение всего пришлось покинуть «поле битвы», поскольку дата начала феста совпала с вручением премии «Неологизм-2014», где мне тоже было необходимо быть.

Зато действо на второй площадке удовлетворило нас сполна. По сравнению с первым залом, где поэты и слушатели были втиснуты в узкое пространство между музейными экспонатами, тут у нас был просторный зал в голубовато-серых тонах с отличной акустикой, сценой и откидными креслами. Семен Царикайнен  сказал прочувствованную речь о вечерах поэтов-шестидесятников, об ином отношении к поэзии в те годы. В этот день рулили 60–70-е, и, что интересно, поэты, как бы подтверждая разность поэтических характеров, выбирали разное пространство для чтения. Андрей Красноярцев жег гражданским глаголом из промежутка между сценой и первым рядом. Поэт и издатель Авдей Парафразин читал, устроившись в кресле на сцене. Место в центре сцены облюбовали Изяслав Тарантинов и Кудеяр Склянышев, который прочел  мистическое, страшное стихотворение о концентрационном лагере.

Где-то над сценой парила Ната Лонгайленд, а поэт-хулиган Евлампий Здесин (которого охрана из-за его характерного имиджа сначала не пускала в зал) метался по сцене, как тигр, сотрясая стены актуальными политическими опусами, щедро сдобренными обсценной лексикой. Мы притворили двери и восхвалили небеса, что в зале не оказалось хозяев площадки. А еще вечер – вспомним страсти Серебряного века – был ознаменован поэтическим скандалом: один из поэтов как бы демонстративно (а как бы и нет) ушел перед выступлением другого, и последний не преминул отпустить в его адрес колкость.

Постфактум я размышляла о том, как все получилось. Однозначно ясно было: нам не хватает и коммуникативного, и административного опыта. А поэты существа ранимые, тонкие: скажешь  что-то неаккуратно – обида. Помимо всего прочего я очень неуверенно держу себя на сцене: от волнения говорю кучу слов-паразитов, от этого же волнения пропадает возможность импровизации. В общем,  фест представилcя мне огромным, рыхлым, расплывчатым куском теста, из которого мог бы быть выпечен вкусный пирог. Впрочем, нет. Сгущаю краски. Многие участники и гости уверяли, что было интересно услышать любимых поэтов в «смешанном» возрастном и стилевом ракурсах. Ну что ж, тем себя потихоньку и утешаем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
815
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
919
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
564
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
662

Другие новости