0
16181
Газета Стиль жизни Интернет-версия

04.06.2014 00:01:00

Перед вечностью все язычники

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед.

Тэги: смерть, ритуал, религия, похороны


смерть, ритуал, религия, похороны В традициях русского села трудно найти черты христианства без примеси народных верований.

Тема смерти (и сопровождающих ее ритуалов) всегда была и остается очень актуальной и животрепещущей, не только выступая результирующим, финальным аккордом жизни как таковой, но и постоянно привлекая к себе внимание человека на всем ее протяжении. Смерть – центральный или один из важнейших моментов религий и мировоззрений, один из популярнейших сюжетов мифологии и культуры, множество лучших произведений культуры созданы благодаря ей. В современной медиа- и сетевой постмодернистской реальности смерть – один из популярнейших мемов. Однако, поскольку большинство обитателей интернет-реальности и пользователей соцсетей – жители мега- или просто полисов, о том, как это происходит «на самом деле», у них чаще всего смутное, максимум – виртуальное представление. В городах похороны имеют технический характер – многие просто кремируют «своих мертвецов» и потом пристраивают где-нибудь прах. А если даже и хоронят, особенно когда – как у «выдающихся» членов общества – этому сопутствуют церемонии прощания, гражданские и не только панихиды, то на этом похоронный ритуал и заканчивается.

Совсем иначе дело обстоит в российской провинции. Там похоронно-поминальные ритуалы – важный элемент «сакрального» годового цикла.

Во всех  традиционных культурах существуют отдельные комплексы ритуалов, связанных со смертью, однако в современной России ситуация эта, увы, печальна – как раз в полном соответствии с характером события. Благодаря, с одной стороны, последовательной деструкции национальной, традиционной и духовной культуры, а с другой – общечеловеческим процессам постмодернистской глобализации и обмирщения российские похороны производят угнетающее впечатление. Проиллюстрирую это на примере одного провинциального села.

В деревнях и селах каждую весну перед Пасхой (и соответственно следующей за ней «Пасхой мертвых» – Радоницей) православные верующие по обычаю благоустраивают могилки почивших родственников. Красят кресты, памятники и ограды, вычищают прошлогоднюю траву, листья и мусор, обновляют цветники. Особо прилежные повторяют этот ритуал и осенью. В деревне, о которой идет речь, последние несколько лет весь преподавательский состав школы по распоряжению директора проводит «кладбищенский субботник».

Несмотря на строгий и всем известный церковный запрет, многие совмещают светлый праздник Воскресения Христова с поминовением усопших, устраивая пьяные поминки не отходя в буквальном смысле от гроба.

Однако апогей культа наступает на Радоницу, отмечаемую на следующей за Пасхальной неделе. Как история, традиции, так и народные поверья Радоницы, известные нам по этнографическим исследованиям, однозначно указывают на языческое происхождение праздника. Ведь не кто иной, как сам Христос прямо указал: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21-22).

Трапеза сопровождает почти каждую «встречу» с усопшими.	Фото РИА Новости
Трапеза сопровождает почти каждую
«встречу» с усопшими.
Фото РИА Новости

Современные неоязычники, «реконструируя» свой календарь, заявляют об очередной «узурпации» языческого праздника. По сути, языческой, пусть и в переносном смысле, Радоница является и сегодня. В упомянутом селе, как и во всей области, этот день вот уже несколько лет – выходной (хотя по общероссийскому календарю – обычный рабочий день). Отовсюду – из окрестных сел, деревень, городов – съезжаются с раннего утра родственники почтить усопших предков. Лужайка перед входом на кладбище заполнена машинами. У ворот – временный алтарь, за которым окруженный старушками священник служит панихиду. На этом, однако, «православность» заканчивается, едва начавшись.

Чуть дальше – уже «помянувшие» жители устроили перекур. Одному из них, вылезшему вперед, в «сакральное пространство» священнослужения, батюшка, на миг отрываясь от чтения, выдает: «Я тебе говорю – будешь страдать», – и продолжает требу. Ну а дальше начинается сущее «язычество». Почти все могилки по традиции сопровождают стул и стол, на который «на помин души» кладут немудреную снедь – конфеты, печенье, крашеные яйца. Можно увидеть и пачку сигарет – если покойник курил. Сами посетители кладбища распивают алкоголь и с наслаждением закусывают. Кто-то культурно, привезя все с собой, кто-то из местных алкоголиков употребляет паленую водку под «бесплатную» закуску – благо ее тут в избытке, если совесть позволяет «обирать» покойников. Помимо пьяниц, празднику рады и дети из малоимущих деревенских семей – они проворно набивают продуктами целые сумки и несут добычу домой.

К полудню ритуал, как правило, заканчивается – все расходятся и разъезжаются, кроме нескольких отменно помянувших и прилегших тут же, на травке, вздремнуть. Однако и их может прогнать с погоста дождик, который в этот день считается доброй приметой.

В этой самой деревне несколько лет назад неожиданно, от инсульта, умер мой одноклассник. Проблема была в том, что мать у него русская, а отец – аварец, и, следовательно, какой-никакой, а мусульманин, со всеми горно-племенными обычаями в придачу. Вот и пришлось несчастным родителям изо всех сил стараться угодить и нашим и вашим. Мать настояла на погребении на третий день, отпевании и последующим службам по православному обряду, отцу же ничего не оставалось, как дождаться приезда многочисленных родственников и соблюсти некоторые мусульманские традиции похорон. Поминки – публичные – тоже были безалкогольными. Вот такое смешение вер…

А год назад в Кировской области в последний путь отправился Алексей Добровольский, более известный как Доброслав – один из первых и на момент своей кончины (73 года) старейший неоязычник России. «Отдать последний долг» патриарху современного родноверия съехались последователи, ученики и почитатели со всей страны. Доброслава отправили в «Небесный Ирий» согласно его завещанию: сыновья сожгли его тело на «краде» – ритуальном костре, раздав потом по горсти пепла присутствующим. Интересно, как удалось при этом избежать проблем из-за юридически незаконного способа кремации, несмотря на присутствие сотрудников правоохранительных органов? По слухам, составляя завещание, Доброслав решил проблему «чисто по-русски» – «билет» в один конец обошелся его наследникам в некоторую сумму…

Вот как-то так и умирают наши соотечественники и современники. Вроде бы и православные по рождению, а на деле – сущие язычники или по крайней мере продукт многовекового смешения традиций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума возвращает миграционную политику правительству

Госдума возвращает миграционную политику правительству

Иван Родин

Пособничество нелегальным гастарбайтерам объявлено особо тяжким преступлением

0
1300
Доходы от перевозок пройдут мимо нового небоскреба РЖД

Доходы от перевозок пройдут мимо нового небоскреба РЖД

Михаил Сергеев

Пассажирские билеты будут дорожать до "экономически обоснованного уровня"

0
1449
Ценные госбумаги резко обесцениваются

Ценные госбумаги резко обесцениваются

Анастасия Башкатова

Ведомству Силуанова подпортили планы по финансированию бюджетного дефицита

0
1827
По закону партии пока нельзя объявлять иноагентами

По закону партии пока нельзя объявлять иноагентами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Руководителям и активистам "Яблока" такой статус присваивают в порядке очереди

0
1227

Другие новости