Как бы там ни было, эстетическая пластика не всегда практична. Эта мясорубка для кухни уже непригодна. Лидия Шульгина. Мясорубка. 1997. Газетная бумага, краска, металл
Искусство, лишенное всякого смысла, – явление хотя и весьма распространенное, но, вероятно, утрачивающее актуальность. Все больше галеристов, искусствоведов и критиков приходят к выводу, что множество современных произведений искусства пригодны для практического употребления в повседневной жизни.
Сегодня художественные авангарды стремятся вызволить произведения из витрин, высвободить их из дорогих галерей, не дать им запылиться в музеях. Почти все работы в жанре концептуализма, инсталляции и реди-мейда запросто могут служить предметами интерьера или обихода в домашнем хозяйстве.
К примеру, самый дорогой из ныне живущих художников Джефф Кунс некогда выставил на обозрение пылесосы. Они, заметим, отлично сгодились бы и для уборки. Созданные по принципу реди-мейда «Кровать» и «Велосипеды» Роберта Раушенберга для эксплуатации достаточно перевернуть в исходную позицию. Из инсталляции Джозефа Кошута «Один и три стула», в которую входят стул, фотография стула и словарная статья о стуле, увы, использовать удастся только один стул, но все же... Домашнюю аптечку можно пополнить тем, что имеется на стеллажах неоконцептуалиста Дэмьена Херста. Полоща руки в маленькой «Ванне» великого Йозефа Бойса, можно побаловать себя оригинальной пеной от Мишеля Блази, которую французский художник в разных формах показывает на своих выставках. А если бы писсуар Марселя Дюшана не был потерян, то и его сегодня можно было бы применить по назначению.
Культурологи говорят о «революционном переломе» в соотношении искусства, повседневной жизни и индустрии. Aрт-объект, по их словам, сливается с артефактом, эстетика с экономикой, Муза с Меркурием. Эта на первый взгляд совершенно удивительная культурная динамика становится более понятной, если учесть тот факт, что сближение между творением художника и бытовым прибором подготавливалось в течение многих десятилетий.
И подготавливалось оно с двух сторон.
С одной стороны, не только творцы, но и зрители на протяжении ХХ века находили все больше художественной ценности в повседневном предмете как таковом. Эту мысленную установку критики oкрестили латинским термином poetica predmetica.
Для 34% россиян прогулки по магазинам электроники
и бытовой техники полностью заменили посещение музеев. Фото Reuters |
Искусствовед Яна Сорокина рассказывает: «Однажды на выставке концептуалиста Джеймса Таррелла я стала свидетельницей следующей сцены. Вблизи от меня меж экспонатов бродили двое французов. Как это сейчас обычно бывает, перед тем как взглянуть на само произведение, они прочитали соответствующий комментарий – что-то на тему «трансцендентальной диалектики» – и после этого стали внимательно рассматривать кондиционер на полу. В процессе погруженного созерцания они заметили рядом другой «арт-объект» и только тут осознали, что ошиблись».
С другой стороны, дизайнерские элиты давно стремятся утвердить за оформлением прикладной продукции право на полноценную, если не более высокую, форму искусства. И это стремление во многом увенчалось успехом. По новейшим данным Росстата, 34% россиян прогулки по магазинам электроники и бытовой техники полностью заменили посещение музеев. Неудивительно, что многие торговые центры давно именуются галереями.
В свою очередь, пресс-секретарь важнейшего в наши дни выставочного центра современного искусства кассельской «Документы» указал на то, что культурное открытие подобного масштаба не может не отразиться и на деятельности передовых выставочных организаций. По его словам, «Документа» в 2017 году пройдет под знаком практического применения художественных объектов в рутине обыденной жизни. Посетители смогут собственноручно испробовать новейшие творения любимых художников и при соответствующей платежеспособности сразу же забрать понравившиеся работы домой.
Многие крупные корпорации уже сейчас выразили готовность выпустить доступные по ценам дубликаты концептуальных объектов в требуемом количестве; созданная таким образом продукция будет подписана художником и сможет тут же попасть в продажу. В рамках этого проекта Майкл Томперт – приобретший известность акциями по разрушению айфонов, айподов и айпадов – заключил контракт с Apple, в котором обязался впредь не разрушать девайсы; теперь он будет лишь слегка царапать или пачкать упаковку, так что его произведения сохранят техническую пригодность и смогут продаваться на «Документе», как и другие произведения искусства.
Некоторые выставочные залы, в том числе российские, решили пойти еще дальше и всецело подчинить само экспозиционное пространство идее функциональности. Как заявила Дарья Жукова, вполне вероятно, что скоро в «Гараже» действительно смогут парковаться машины.
По словам французского теоретика искусства Жана Баварда, «мы наблюдаем эстетически-эпистемологическую смену парадигмы, формируемую субверсивными трансгрессиями антиутилитаристского традиционализма». Видимо, имеется в виду, что вся система ценностей в мире искусства подлежит очередной переоценке.
С этой точки зрения, очевидно, что глобальная реорганизация художественного мышления влияет и на другие отрасли творчества. Пока не вполне ясно, каким именно образом эта тенденция может быть воплощена в сферах искусства вроде музыки и танца. По крайней мере деятели перформанс-арта подхватили новое веяние и уже разрабатывают акции, связанные с исполнением каждодневных работ, в том числе в виде хеппенингов с участием зрителей. Концептуальная поэзия, напротив, остается ни к чему не пригодной.
Фрайбург