0
13348
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.04.2014 00:01:00

Баптисты в городе Ильи-пророка

Владимир Попов

Об авторе: Владимир Александрович Попов – преподаватель Московского богословского института Российского союза евангельских христиан-баптистов.

Тэги: израиль, палестина, протестанты, хайфа, илияпророк


израиль, палестина, протестанты, хайфа, илия-пророк Протестантские общины ютятся в нижней части города, в отдалении от знаменитых бахайских садов. Фото Майкла Пола Голлмера

Основание Хайфы как современного города положили немецкие христиане евангельско-пиетистского направления. Пиетизм – одно из направлений баптизма, провозглашавшее особую приверженность личному благочестию. Группа верующих из Германии в 1860 году основала здесь свое поселение. Руководители общины, люди предприимчивые и опытные в строительных делах, в короткий срок застроили целый городок с добротными домами и мастерскими для сельского и промышленного производства у подножия горы Кармель (или – в соответствии с традицией славянской Библии – Кармил), где, по ветхозаветному преданию, скрывался от жрецов Ваала пророк Илия.

Члены этой общины именовали себя темплерами, от слова «темпл» – храм. К средневековым тамплиерам, известному монашескому ордену, это сообщество никакого отношения не имело. Темплеры вознамерились создать исключительно «духовный храм», то есть христианскую общину на принципах Нового Завета. Основатель и лидер движения Кристоф Хоффман (1815–1885) призывал верующих «выйти из Вавилона», переселяться в Святую землю и строить там храм нерукотворный не как культовое здание, но как сообщество учеников Христа, образующих «новый народ». 

Баптисты на Святой земле имеют возможность совершать крещение в Иордане.	Фото автора

Баптисты на Святой земле имеют возможность совершать крещение в Иордане. Фото автора

Бурная всесторонняя деятельность темплеров произвела на Земле обетованной реальные плоды. Учитывая перспективу развития Хайфы, темплеры специально расширяли улицы для свободного проезда гужевого транспорта и автомобилей. Назначенный в 1885 году местными властями главным инженером района Акры Готлиб Шумахер проектировал строительство порта, моста через реку Кишон, железнодорожные пути к Дамаску. Инженер-темплер Теодор Зандель составил проект застройки другого города тогдашней Палестины – Петах-Тиквы. Начав первыми на этой земле разводить коров, темплеры строили удобные животноводческие комплексы. Еврейские фермеры многое позаимствовали из опыта немецких колонистов-протестантов. За границей славилось мыло из оливкового масла, произведенное темплерами. Немецкие колонисты способствовали развитию экспорта апельсинов.

В конце XIX века в общинах темплеров появились меннониты с Украины, Кубани и Кавказа, что привело к усилению духовного и социально-экономического влияния этих переселенцев на местных жителей.

С древних пор население Хайфы было довольно пестрым в национальном и религиозном отношении. Бродя по улицам города, можно наткнуться на дома с броской вывеской: «Филиппинская баптистская Церковь», «Дом Ильи мессианской общины», «Центр всех религий». А на нынешней улице Бен-Гурион, откуда немецкие колонисты начинали благоустраивать Хайфу, «живописная каша всякой всячины», как здесь говорят. Тут допоздна работают уютные кафе и ресторанчики, вечером и ночью горят огнями искусственные елочки, центральный перекресток осеняет громадный иудейский семисвечник, блистает ярко освещенная, уходящая ввысь, широкая аллея садов при храмовом комплексе религии бахаи.

В Хайфе насчитывается множество храмов разных христианских конфессий. Что касается русскоязычных евангельских общин, то в целом по Израилю они немногочисленны. Это Церкви-странницы. Ютятся они в помещениях явно нецерковного типа. Арендуют небольшие зальчики, принадлежащие производственным фирмам, мастерским. Получить официальную регистрацию им невероятно трудно. Православную или католическую общину зарегистрировать гораздо легче. Так что юридически евангельские Церкви относятся к религиозным группам. Для своих богослужений эти группы подыскивают места чаще всего в арабских кварталах. В Хайфе это нижний город, где беспорядочно громоздятся неказистые здания с обшарпанными потемневшими стенами.

Рукоположение пастора в одной из общин Хайфы.	Фото автора
Рукоположение пастора в одной из общин Хайфы. Фото автора

Большинство таких Церквей автономны, они не входят официально ни в какие союзы. Но некоторые группы присоединились к Международному союзу Церквей евангельских христиан-баптистов, духовный центр которых находится в России.

Коль суббота в Израиле – общегосударственный выходной, а воскресенье – рабочий день, то, например, славянские баптистские Церкви решили совершать богослужения именно в субботу. Пусть с иронией, но теперь членов этих Церквей можно называть «баптисты седьмого дня».

Верующие евангельских Церквей в Израиле чтут память профессора Владимира Марцинковского, активного участника диспутов с Луначарским. Марцинковский в 1923 году был изгнан из России большевиками за духовно-просветительскую деятельность. После скитаний по Европе он в 1930 году переместился на Святую землю и осел в Хайфе. Вместе с супругой Нелли Шумахер, принадлежащей к известной династии основателей немецкой христианской колонии темплеров, они выбрали для проживания западную часть горы Кармель. Их небольшой домик стоял в самом конце тупиковой улочки на склоне горной впадины с дремучим лесом и видом на Средиземное море. Здесь Марцинковский готовил и записывал на магнитофон свои проповеди, которые в течение многих лет через христианское Трансмировое радио передавались на Советский Союз. Каждая проповедь начиналась словами: «Гора Кармил, говорит Владимир Марцинковский». Став старейшиной местной евангельской общины, он продолжал здесь труд проповедника, христианского публициста, исследователя Библии и мировых религий.

На огромном Хайфском кладбище есть участок, принадлежащий евреям-христианам. Там, среди ровных рядов надгробий из белого известнякового камня, можно обнаружить два одинаковых памятника с библейскими текстами. Надпись на одном гласит: «Владимир Марцинковский. 1884–1971. Имею желание разрешиться и быть со Христом, ибо это несравненно лучше» (Флп. 1:23). На другом надгробии следующая эпитафия: «Нелли Марцинковская». 1896–1991. Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение» (Флп. 1:21).

С кладбища открывается пространный вид на Средиземное море. Горная гряда, морская стихия, несмолкаемое солнце, плотная стена вечнозеленой кипарисовой аллеи – все это напоминает о мире нетленном, вечном и о живой оптимистичной вере тех, кто и ныне обитает в библейских краях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1315
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
844
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1586
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1545

Другие новости