Молодежь в ЕС привычно проводит каникулы и выходные в соседних странах. Фото автора
Путешествовать по Европе, при этом почти не изменяя своим привычкам, успевая дистанционно работать, учиться и решать кучу текущих вопросов и, что самое главное, не особо тратясь на поездки, – по такому принципу живут многие европейцы. При этом они везде чувствуют себя как дома. Так научилась путешествовать и я за два с половиной года жизни в одной из самых туристических стран Европы – Испании. Как-то незаметно для себя я очень быстро привыкла к супервыгодным предложениям туркомпаний, дешевым билетам на самолеты–поезда–автобусы, низким ценам на аренду жилья. За это время я вместе с дочкой и друзьями успела объездить уже пол-Испании, побывать на Мальте, в разных уголках Германии, Португалии, Чехии и Франции. И все – за полцены.
Европейцы очень избалованы низкими, а по нашим представлениям – так просто смехотворными ценами в туристическом секторе. Когда они узнают о стоимости путевок, авиабилетов и гостиниц на российском рынке, у них непроизвольно вытягивается лицо и брови начинают неконтролируемо ползти вверх. Конечно, есть чему удивляться, когда из Мадрида в Берлин можно слетать всего за 100 евро на двоих туда и обратно, а из Москвы или Санкт-Петербурга в Берлин так не слетаешь при всем желании и с учетом всех возможных скидок и накопившихся на счету часто летающего пассажира миль (минимум – 79–100 евро на одного, и то если очень повезет поймать спецпредложение). Как же немцам, испанцам, французам и прочим полноправным членам ЕС удается путешествовать активно, но при этом экономно? Все просто – в Европе столько интересных, необычных и непривычных для нас предложений и возможностей, что грех ими не воспользоваться.
Среднестатистический европеец ни за что не будет переплачивать за авиабилеты без крайней необходимости. Если не досталось дешевого тарифа, он лучше полетит транзитом, с одной-двумя пересадками, но при этом почти даром. Поэтому процветают низкобюджетные авиаперевозки и low-cost-компании, их предоставляющие. Стоимость билетов на рейсы этих авиакомпаний начинается от 5–10 евро, бывает, что и за символический 1 евро продаются билеты, но средняя цена перелета на внутриевропейских линиях – 40–70–100 евро туда-обратно, чем ближе к дате вылета – тем выше цена. Бюджетные авиакомпании, как известно, зарабатывают деньги на всем – за выбор места, за провоз багажа, за еду и напитки на борту – за все пассажиры платят. Не хочешь платить – путешествуй налегке, только с ручной кладью в виде маленького чемоданчика и на голодный желудок или бери бутерброды и воду с собой.
А можно летать куда-то, сознательно делая крюк и заезжая по дороге к друзьям, – так тоже получается дешевле и приятнее. Однажды такой схемой воспользовалась и я: как-то по весне решила отдохнуть в Чехии, а из Мадрида в Прагу билеты на прямые рейсы были просто возмутительно дорогими по европейским меркам – аж 300 долларов на человека туда-обратно, и тут меня осенило: а не полететь ли мне в Берлин, к подруге, а оттуда по железной дороге в Западную Чехию? Ведь пунктом моего назначения была вовсе не Прага, а чудный курортный городок Марианские Лазни, что в Карловарском крае. Мне что из Праги добираться еще два часа на машине или три на поезде, что из Германии четыре часа на авто или 5-6 на поезде, но зато какая экономия с немецким вариантом! В итоге мне удалось провернуть отличную логистическую операцию и сэкономить аж 462 евро на дороге. Считайте сами: за прямой перелет до Праги пришлось бы заплатить 600 евро на двоих плюс 100 евро – такси из пражского аэропорта в Марианские Лазни (или поездом за 36–50 евро на двоих в зависимости от поезда и класса, но я обычно беру такси из аэропорта, потому как до железнодорожного вокзала, который в центре города, еще надо добраться, а аэропорт расположен как раз по дороге – экономятся время и силы), а берлинский маршрут обошелся всего в 120 евро на двоих за перелет Мадрид–Берлин туда-обратно плюс 118 евро на двоих за железнодорожные билеты туда-обратно (два билета выходного дня – так называемые Вохенэнде тикет), каждый из которых стоит всего 44 евро, по нему могут ехать до пяти человек в любой конец Германии, и билеты из приграничного Хеба до Марианских Лазней по 5,20 евро туда и по 9,50 евро обратно).
Эти билеты можно купить в любом автомате или кассе на вокзале – заранее или непосредственно перед поездом. Единственный минус – дорога в Чехию сильно удлинилась: по билету выходного дня ты можешь ехать только с пересадками и только вторым классом, на региональных поездах и электричках, скоростные поезда, увы, не включены в сетку дешевых тарифов. В нашем случае было четыре пересадки: в Чехию добирались через Лейпциг, а обратно в Берлин через Дрезден. Но учитывая комфорт поездов и точность немцев, пересадки были совсем не обременительны, дорога получилась легкая и приятная. Правда, в Лейпциге хваленая пунктуальность немцев дала сбой: электричка опоздала на 12 минут, и по всем правилам жанра должно было случиться то, чего мы больше всего боялись – опоздать на следующий поезд. По закону подлости именно в следующем пункте пересадки время стыковки составляло всего 4 минуты (было вдвойне обидно, что до этого пересадки составляли по 20–40 минут). Наш следующий поезд должен был уже отправиться в путь, когда мы еще только подъезжали к пересадочной станции. Ничего не оставалось, как расслабиться и просто надеяться на чудо – что и другой поезд опоздает. Но контролерша – дородная светловолосая немка, уточнив что-то в своем мобильном телефоне, заверила нас, что мы должны успеть и что следующий поезд нас обязательно дождется. «С чего бы это ему нас дожидаться?» – грустно подумала я. Каково же было мое удивление, когда выскочив на платформу наперевес с чемоданами, мы действительно увидели смешной маленький паровоз в нужном нам направлении – на чешский приграничный город Хеб. Он действительно терпеливо ждал меня и других опоздавших, а их оказалось человек 10, причем все разного возраста, в том числе две супружеские пары пенсионеров (это к вопросу о том, что по дешевым тарифам в Европе путешествуют только бедные студенты, – ничего подобного, и вполне обеспеченные граждане не пренебрегают возможностями сэкономить на дороге или отеле). Видимо, в Германии все делается ради пассажиров, даже поезда опаздывают…
Рассказ о железнодорожных перевозках был бы неполным без упоминания о высокоскоростных поездах, которые носятся со скоростью 300 км/ч по всей Европе. Не подумайте, что билеты на них очень дороги. Если покупать заранее (хотя бы за три недели, а лучше за месяц-полтора), то всегда найдешь дешевые тарифы – 20–30 евро в один конец. Сама ездила так из Мадрида в Барселону и Валенсию.
Если у немцев есть чудо-билет выходного дня, с которым можно за два дня объездить полстраны почти даром (если билет за 44 евро покупается на пятерых, то каждый платит всего 8,80 евро), то у испанцев самый любимый вид транспорта для путешествий – междугородние автобусы. Они колесят по отличным дорогам – «карретерам» и «автопистам» – с юга на север, с востока на запад и в обратном направлении. Из Мадрида на комфортабельном автобусе можно уехать куда угодно за 15–30 евро, а за 50–60 евро будет уже сервис высшего уровня, - авобус,больше напоминающий космический корабль снаружи и внутри, в нем – только по три широких мягких кресла в каждом ряду, на борту – кондиционер, беспроводной Интернет, фильмы, музыка и ТВ для каждого пассажира, внимательная стюардесса и даже завтрак. Как правило, такие первоклассные автобусы – ночные и прибывают в пункт назначения рано утром, они предназначены для деловых людей и командировочных, которые привыкли перемещаться с комфортом на скоростных поездах, но в ночное время поезда не ходят, поэтому востребованы такие автобусы, направляющиеся из Мадрида в деловые центры страны – Барселону, Бильбао, Валенсию, Малагу.
Теперь о том, как сэкономить на жилье, есть несколько способов, которые практикуют европейцы. Первый, который уже освоили и россияне, – аренда комнат, квартир и домов непосредственно у их владельцев через специализированные сайты. В Лондоне, Париже, Амстердаме, Мюнхене, Риме однозначно надо выбирать квартиру, если вы планируете пробыть там неделю-две, иначе можно просто разориться, потратив все деньги на гостиницу.
Второй способ сэкономить на жилье – найти подходящую квартирку на сайте по обмену жильем. В базе данных такого сайта сотни, тысячи интересных вариантов и все – совершенно бесплатно. Смысл такого интернет-сообщества в том, что хозяева предоставляют свою недвижимость для проживания на условиях взаимного обмена.
Ну и третий способ не платить за жилье в путешествиях – это просто ездить к друзьям и знакомым.