Выдающийся флотоводец древности Чжэн Хэ – центральная фигура в экспозиции музея. Фото автора
Портовый город Цюаньчжоу в провинции Фуцзянь (Восточный Китай) находится в стороне от маршрутов российских туристов. В нашей стране о нем мало кто слышал. Между тем это место хорошо знают в Юго-Восточной Азии и даже дальше. Именно отсюда начинается морской Шелковый путь, соединивший Китай со странами ЮВА и далее с Южной Азией и Ближним Востоком.
Здесь строились корабли знаменитого флотоводца Средневековья Чжэн Хэ, водившего свои флотилии от берегов Китая до Индии, Персии и Аравии. Там бывал великий арабский путешественник Ибн Батута и жили тысячи его единоверцев. Там трудились европейские миссионеры, записывая Слово Божье иероглифами. Там выращивали желанные в дальних странах сорта чая и производили изысканные фарфоровые изделия, которыми наполняли трюмы кораблей, отплывавших в дальние страны по морскому Шелковому пути.
Цюаньчжоу не входит в число мест, обязательных для посещения иностранными туристами. Несмотря на свое великое прошлое и немалые параметры (8 с лишним миллионов жителей), он даже не является главным городом провинции. Да и поездка по улицам Цюаньчжоу создает впечатление заурядного на процветающем восточном побережье поселения. Готовые и строящиеся кварталы 30–40-этажных жилых домов. Новодельные «старинные» торговые улочки. Несколько настоящих старинных храмов. Новенькие шоссе и развязки. Промышленные предместья, склады, причалы…
Последние годы Цюаньчжоу восстанавливает свой международный статус. Недаром именно туда после симпозиума в Пекине отправили группу китаеведов из 25 стран мира. Спасибо, там было на что посмотреть! Например, открытый еще в 1959 году Музей истории морских транспортных путей. Его точнее можно было бы назвать Музеем морского Шелкового пути. Ведь экспонаты рассказывают в первую очередь об этом старинном торговом маршруте, который в наши дни уместно назвать ни больше ни меньше как трансконтинентальным коридором межцивилизационного общения.
Мы в России неплохо осведомлены о таком же коридоре – Великом шелковом пути, который действовал со II века до н.э. до ХV века н.э., проходил по западным районам Китая и, раздваиваясь, шел на север, через страны Центральной Азии по побережью Каспия, землям Кавказа и Крыма в Византию, или на юг, через Памир, Бактрию в страны Ближнего Востока к Средиземноморья. Морской же маршрут известен нам хуже, хотя им веками добирались до Поднебесной многие тысячи арабских, персидских и европейских купцов, миссионеров, путешественников. В торговлю были вовлечены многие города-порты: Ханчжоу, Нанкин, Нинбо, Фучжоу, Гуанчжоу и, конечно, Цюаньчжоу, известный арабским купцам как Зайтун. Крупный порт, рассказывают в Музее, возник еще в середине династии Тан (618–907). Торговля приносила хорошую прибыль и следующей великой китайской династии – Сун (960–1279), и монгольской династии Юань (1271–1368). При монголах Цюаньчжоу торговал уже примерно с сотней стран Азии и Африки.
Возить товары кораблями было быстрее, безопаснее и выгоднее, чем верблюжьими караванами. Трюмы китайских океанских парусников уже в старину были разделены водонепроницаемыми перегородками на просторные отсеки. Об их размерах говорит то, что они вместили целую армию монгольских кавалеристов (до 100 тыс. всадников) и их коней во время попыток захватить Японию (1274 и 1281 годы). Так и хочется назвать этот класс кораблей «кавалериносцами»…
Великое морское наследие перешло китайской династии Мин (1368–1644), свергнувшей монгольское иго. Один из великих императоров, Чжу Ди, взял под покровительство отличившегося в боях мусульманина-евнуха по имени Чжэн Хэ и поручил ему с мощной эскадрой отправиться в страны Южных морей для установления с тамошними странами даннических отношений и расширения торговли. В это время на Великом шелковом пути возникли большие проблемы: восстания в разных странах-оазисах и непобедимые армии Тамерлана фактически перерезали в нескольких местах торговую магистраль, нарушили кругооборот товаров.
Музей истории морских транспортных путей
в Цюаньчжоу. |
Чжэн Хэ начинал вовсе на пустом месте. Китайцы еще во времена династии Хань (202 до н.э. – 220 н.э.) научились использовать сезонные ветры для путешествий в Восточную и Юго-Восточную Азию. Впоследствии они освоили навигацию по звездам, научились составлять морские карты, делать замеры глубины и скорости течений. Во времена Южной Сун был изобретен морской компас. Жители морского побережья занимались рыболовством, каботажным плаванием. Не имевший опыта мореходства новоиспеченный адмирал Чжэн Хэ собрал около 250 судов разных размеров и назначения. На них размещалось 27 тыс. моряков, солдат, торговцев и дипломатов. Между 1405 и 1433 годами состоялось 7 плаваний эскадры плюс несколько путешествий отдельных флотилий. С каждым новым путешествием Чжэн Хэ добирался все дальше и дальше – Малакка, Цейлон, Индия, Аравия, Восточная Африка... Неизвестно, как бы развивалась всемирная история, если бы китайские эскадры добрались до Европы и Америки, каких пределов достиг бы сам Китай. Ведь Христофор Колумб открыл Америку только в 1492 году… Но старый император умер, а при дворе молодого наследника возобладали изоляционисты. Сам Чжэн Хэ и его мореходы были списаны на берег, чертежи суперкораблей уничтожены. Был установлен курс на изоляцию Поднебесной, была запрещена официальная торговля со всеми заморскими партнерами, кроме небольшого Королевства Рюкю на островах Окинава.
Напоминаниями о великих временах морского Шелкового пути в последние годы стали находки затонувших кораблей и раскопки захоронений иностранных жителей страны Зайтун. В 1973 году вблизи Цюаньчжоу был обнаружен остов корабля длиной 24, шириной 9 метров с водонепроницаемыми переборками и 13 трюмами. Археологи датировали его Сунской эпохой ((1127–1279). В 1987 году около острова Хайлин к юго-западу от Гуанчжоу был найден, а 20 лет спустя поднят на поверхность старинный корабль «Наньхай № 1». Он тоже потерпел крушение в эпоху Южной Сун и с тех пор хранил в своих трюмах удививший мировую археологию груз изящных фарфоровых изделий, украшений из яшмы, монет, шелков.
Море умеет хранить память. Еще лучше это удается камню. В 30-е годы прошлого века под городской стеной были обнаружены старинные захоронения. Несколько залов музея заняты надгробьями с иностранных кладбищ Цюаньчжоу. Только у арабов их было свыше 20. Еще были буддийское, индуистское, манихейское христианское. Вот надгробье Андреа де Перуджи, третьего архиепископа Цюаньчжоуского, который упокоился в 1332 году. А шестью годами ранее он писал домой в Италию: «В этой великой империи очень много иностранцев и людей разных верований из разных стран. Здесь считают, что каждый может найти Спасение в своей вере (что, конечно, неправильно). Мы можем вести миссионерскую деятельность свободно, без вмешательства. Но иудеи и сарацины не хотят обращаться в христианство. Среди местных язычников многие принимают Крещение, но никогда не ведут себя в соответствии с заповедями Христовыми». Первую из трех христианских церквей Цюаньчжоу построила некая богатая армянская женщина, передавшая затем здание в подарок францисканцам. Так возникла первая и самая большая христианская церковь Зайтуна.
Сарацины, то есть арабы и персы, были гораздо многочисленнее и богаче христиан. Арабская цивилизация переживала период расцвета, даря миру одно достижение за другим. Могущество арабов прирастало путешествиями и торговлей. Морским путем в Китай прибывали сотни тысяч искателей богатства и успеха. Достаточно сказать, что во время крестьянского восстания во главе с Хуан Чао во второй половине IХ века только в Кантоне (Гуанчжоу) якобы было убито 100 тыс. арабов. Это не остановило предприимчивых пассионариев. Так, в 1346 году в Китай прибыл Ибн Батута, знаменитый путешественник из Марокко. Он провел в Поднебесной около года и оставил описание Кантона, Цюаньчжоу и других городов.
В Цюаньчжоу и по сей день существует большая мусульманская община. По словам ахуна (муллы) единственной сохранившейся из 6 или 7 мечетей мечети Асхаб – 120 тыс. человек. Считающие себя потомками арабов и персов китайцы-мусульмане хуэйцзу со всего Китая совершают паломничества в эту старинную мечеть, построенную в 1009 году. Еще важнее для них гробницы двух учеников Пророка на горе Линшань. По свидетельству китайского историка, четверо миссионеров были посланы Мухаммедом в Китай между 618 и 626 годами. Один отправился в Кантон, второй в Янчжоу, а два ученика проповедовали в Зайтуне, где и упокоились.
В наши дни богатое исламское прошлое Цюаньчжоу пришлось очень кстати руководству Китая, наращивающему торгово-экономические связи с мусульманскими странами Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока. Незадолго до приезда нашей группы китаеведов в Музее морского Шелкового пути состоялась международная конференция «Морские пути и исламская культура». Она проходила в построенном в стиле арабской архитектуры специальном выставочном зале «Памятники исламской культуры в Цюаньчжоу». В 2013 году этот город был провозглашен «культурной столицей Азии». Выдвинутая в октябре 2013 года руководителем Китая Си Цзиньпином концепция «Морского Шелкового пути для XI века» обещает «второе дыхание» для Цюаньчжоу, провинциального города, который на глазах приобретает международное значение.
Цюаньчжоу