0
13151
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.02.2014 00:01:00

Что сказал Булгаков про Майдан и Pussy Riot

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «НГ».

Тэги: театр, премьера, булгаков


театр, премьера, булгаков Мольер (Сергей Осинцев) молит о пощаде. Фото с официального сайта Тюменского театра драмы

Островский сегодня очень современен. Про акции, про миллионы, про банкротство. Раньше-то не очень было понятно, о чем это он, мысли вроде бы яркие, а слова – из другой жизни, а теперь жизнь, как будто остановившаяся и навсегда оставшаяся там, за поворотом, догнала Островского.

Чехов – очень современный. Марк Анатольевич Захаров рассказал в одном интервью, как после «Вишневого сада» к нему обратилась зрительница и рассказала, что и у нее – похожая история. Она вот недавно продавала свою двухкомнатную квартиру. За долги. Как Раневская. 

А всех актуальнее – Булгаков, даром что и жил в сравнении с Островским и Чеховым, можно сказать, вчера.

В минувшие выходные два дня я провел в Тюмени, два вечера подряд ходил в Большой Тюменский драматический театр, в первый вечер играли «Дни Турбиных», на следующий – «Кабалу святош». Булгаков, кстати, может выйти в лидеры последних сезонов, в Москве вот тоже сразу в двух театрах, один за другим, поставили «Театральный роман». 

Смотришь на сцену – сперва про «Дни Турбиных», – понимаешь, что Булгаков писал, конечно, не про сегодняшний Майдан, а смотришь, слушаешь – и кажется: про сегодня. 

«Европе нужна гетманская Украина как заслон от московских большевиков!..» Фраза, пусть и с некоторой натяжкой, кажется вырванной из какой-нибудь сегодняшней  дискуссии на фронтовых полях Facebook. 

Каждый режиссер, а с ним и театральный художник, берясь за «Дни Турбиных», ищут этот революционный неуют. В спектакле Сергея Женовача, который идет в Москве, в МХТ, Александр Боровский придумал неудобный наклонный помост. Чтобы взойти, стоять – не падать, нужно усилие, которое чувствует зритель. В тюменском спектакле Петра Шерешевского и художника Анвара Гумарова – холодные зеркальные стены, черные, и на них – черные венские стулья. Выстроены ровными рядами, как юнкера. К ним, а не к молоденьким солдатикам будет обращаться потом Турбин – кричит в пустоту, и в этом – сила и слабость его одинокого бунта. Глас вопиющего в пустыне. «С кем воевать?!» Любя вас, посылаю домой…

Мирный быт посреди революционно-мятежного мрака.
Мирный быт посреди революционно-мятежного мрака.

Смотришь на сцену – думаешь о своем, о том, что там, на Украине, происходит сегодня. Думаешь: что они тогда сделали не так? Среди героев «Дней Турбиных» нет ведь ни одного, который бы ждал, хотел, приветствовал приход большевиков. Нет. Не скажешь, что Турбины – не деятельные люди, сидят у окна, смотрят на улицу через полузадернутые кремовые шторы… Нет ведь. В спектакле, кстати, вместо кремовых штор надо всем и надо всеми – бронзовая люстра, которую перевезли в новое здание из старого театра. Заменяет своим теплым светом так высоко ценимый Булгаковым мирный уют. В самом начале за рядами стульев не сразу замечаешь стол, крытый белой скатертью, спрятавшийся за ними в глубине сцены. 

Почти все – офицеры, почти все готовы сражаться до конца. Гетман во всем виноват? Вспомнилось, как говорила нам женщина, у которой мы брали молоко и творог на литовском хуторе, когда много лет назад отдыхали летом неподалеку от Клайпеды: «Сначала немцы были, теперь русские пришли». В Турбиных же нет такого вот «непротивления». Я – про Майдан, мало что понимая, кто там и с кем боролся и кто теперь победил или даже, вернее сказать, победит. Я спрашиваю знакомого киевского журналиста Олега Вергелиса: «Что? Как ты?» Он пишет в ответ, что сидит дома, работает за компьютером. Что делать, спрашиваю. «Ничего, ждать». Пишет, что по всему городу ходят молодчики с палками и «защищают». Им никто не указ. 

Булгаков это показывает, когда город оставляют немцы и убегает гетман (в тюменском спектакле – очень живописный в исполнении народного артиста России Владимира Орла). 

Главным в такой ситуации становится вопрос, которым задается Шервинский: «Свинья я или не свинья?» Хороший, непростой вопрос.

Режиссер довольно неожиданно решает всю революционную, темную «сторону жизни», передавая часть реплик… ведьмам из «Макбета». Бред какой-то, думаешь поначалу, но чем дальше, тем больше находишь аргументов «за». Булгаков своих героев часто мыслил в «разомкнутом» пространстве, глубокая погруженность и даже иногда зацикленность на бытовых удобствах и подробностях совсем не мешает проницаемости – со всех сторон. Иначе бы Воланд не прорвался в Москву. Эти самые ведьмы намечают себе жертв, а «человеческого мяса» тут полно, выбирай – кого хочешь. В антракте, перед началом второго акта, подыгрывая себе на гармошке, ведьмы поют революционные и нереволюционные частушки. Такая вот – темная стихия. Когда бежит германское командование, они с удовольствием играют в полковников и генералов, играют, как играют в кабаре, женщины мужчин, мужчины – женщин, отчаянно травестируя все, переворачивая все с ног на голову. Не хватает только канкана, впрочем, что-то похожее на канкан они все-таки выдают. 

А на следующий вечер играли «Кабалу святош», историю Мольера. В главной роли – Сергей Осинцев, в роли короля – Александр Тихонов. Замечательный такой король – уставший от жизни, для которого развлечений в жизни почти не осталось, и все, что происходит, он принимает с усталым величием. 

В этом спектакле архиепископа Шарона играет старейший актер тюменского театра  Вениамин Данилович Панов. В недавно построенном театре не самая лучшая акустика, хочется надеяться – пока еще, но Панова слышно хорошо. И голос его – запоминается. Как сказала однажды знаменитая и народная артистка, когда ее с кем-то спутали из коллег: «Как вы могли перепутать мой орган с ее консервной банкой?!» У Панова – орган. Тут же вспоминаешь нашего Зельдина, который часто поет без микрофона, и его слышно. В пьесе Булгакова в сцене с Шароном – замечательно воспроизводится, раскладывается на «члены предложения» механика допроса и переламывания и перемалывания слабых, обыкновенных людей. Не надо пытать, достаточно предупредить о том, что пытки возможны, они существуют в природе. Где-то там, не здесь… Человек представляет себе и – сдается.   

В спектакле Резо Габриадзе «Сталинград» в финальной сцене Муравьиха, озвученная голосом Лии Ахеджаковой, говоря о войне, бомбежках, стрельбе, восклицает: «И все по нас, всё по нас!» Так и у Булгакова, в его пьесах, – всё про нас. «Остро пишете, – говорят Мольеру, – а духовных лиц надлежит уважать!» Собственно, вся история – вся трагедия Мольера закручивается вокруг «Тартюфа», где про духовное лицо драматург высказался без должного почтения. Не простили. Как же знакомо.

Тюмень–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
480
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
500
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
521
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
596

Другие новости