На слоновьей тропе к Джайпурским дворцам всегда перегруженный трафик. Фото автора
По приглашению индийских ученых мы с моим другом из Татарстана Гаязом Исламовым 28–29 декабря прошлого года должны были участвовать в интересной международной научной конференции. Но… Немного затянули с оформлением документов и индийские визы получили только 31 декабря. Однако, как говорится, нет худа без добра. Мы приняли решение: неделю православного Рождества провести в Индии среди средневековых шедевров индуистской и мусульманской культуры.
За несколько часов мы оформили авторский тур на двоих и проехали около тысячи километров по «золотому треугольнику» Дели–Агра–Джайпур–Дели. В многовековой истории Индии было немало нашествий различных завоевателей – персидских, афганских, тюркских, даже Александр Великий добрался до индостанского субконтинента. Перед нашими глазами, как в документальном кино, за несколько дней прошла история последнего тысячелетия Индии, когда она дважды оказалась под господством мусульманских династий: Делийский султанат (XII–XIV вв.) и Моголская империя (1536–1858 гг.), которая существовала вплоть до завоевания англичан в середине XIX века…
Знаменитая башня Кутуб Минар в Дели – изумительное сооружение ХIII века из кирпича, прекрасно сохранившийся памятник эпохи Делийского султаната. «Мечта из мрамора» – Тадж Махал в Агре (XVII век). Огромная крепость из песчаника, созданная Великим императором Акбаром (XVII век), – целый город с тридцатитысячным населением. Значительная часть крепости используется сегодня для дислокации подразделений индийской армии. Джайпурские дворцы из песчаника на высоких холмах, куда мы добрались на слонах по узкому подъему: с одной стороны обрыв, с другой – спускающиеся за туристами слоны числом свыше 50, неповиновение одного из них – и ты можешь оказаться под обрывом или под ногами слонов.
C сикхскими друзьями. Крайний справа – Гаяз Исламов;
третий справа – автор. |
Дороги в Индии вполне современные, но никто не соблюдает дорожных правил. По словам нашего гида, езда здесь не по правилам, а по понятиям, скорее всего по инерции без всяких понятий – каждый выпутывается как может. Но что удивительно: в этом хаотическом потоке мы не увидели ни одной аварии. Правда, когда пару раз слегка задели нашу машину, чтобы отвлечься от рискованной поездки, я стал размышлять о каких-то глобальных проблемах – о судьбе полдюжины мировых цивилизаций двух тысячелетий нашей эры.
Индия – родина двух мировых религий – индуизма и буддизма, возникших задолго до христианской эры и появления мусульманского мира. Во времена могущественной империи Ашоки буддизм был идеологическим фундаментом Индии. Теперь буддизм, по существу, вытеснен из Индии, даже на родине Будды в Непале подавляющее большинство населения (80%) исповедуют индуизм. По большому счету древнейшие цивилизации – индуизм, буддизм и конфуцианство – в современном мире представлены вертикальными очагами лишь в соответствующих субрегионах Азии.
С точки зрения распределения людских ресурсов – главного богатства любого государства – современная международная система не имеет аналогов в мировой истории. Судите сами: из 200 государств, составляющих международное сообщество, население 85 стран не достигает даже 10 млн человек. По существу, половина стран – членов ООН представляет собою мини-государства, неспособные самостоятельно обеспечивать свою политическую и экономическую безопасность, гуманитарные права и культурное наследство.
В то же время рядом такие азиатские гиганты, как Китай (1,3 млрд человек) и Индия (1,1 млрд человек). Это означает, что каждый пятый человек на Земле – китаец, а каждый шестой – гражданин Индии. Эти страны входят в первую десятку промышленных держав и обладают ракетно-ядерным оружием, являются космическими державами.
Однако вернемся к нашей индийской теме. Накануне отъезда из Дели, 9 января, мы были приняты послом РФ в Индии Александром Кадакиным, которого я хорошо знал по работе в системе Министерства иностранных дел. В ожидании появления посла в зале приемов мы познакомились с фотовыставкой, посвященной 25-летию дипломатической работы Кадакина в Индии, где он прошел все ступени от референта до посла.
Политический пейзаж Индии весьма разнообразен. |
Впервые Александр Кадакин прибыл в Индию в 1971 году на практику как студент МГИМО и сразу влюбился в эту страну. Он в совершенстве знает оба государственных языка Индии – хинди и английский, дополнительно к ним – урду и пенджаби, на которых он может общаться еще с четвертью миллиарда населения страны пребывания (на урду говорит 200 млн индийских мусульман, а пенджаби – родной язык для 50 млн сикхов).
Кстати, два новогодних выходных дня он предпочел провести в отдаленном западном регионе – посетил какой-то древний сикхской храм. Не исключено, что в эти дни там находился и 80-летний Монмахан Сингх, который как раз накануне Нового года объявил, что он не будет выставлять свою кандидатуру на третий срок, что сразу оживило расклад политических сил в стране. На политическую арену выдвинулись молодые политические лидеры: от партии «Индийский национальный конгресс» 43-летний Рахул Ганди – правнук первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру, отец которого, Мотилал Неру, в конце XIX века и создал эту партию.
По оценкам индийских политологов, Александр Кадакин – своеобразный чемпион мира среди представителей дипломатического корпуса в этой крупнейшей азиатской державе как по длительности работы в Индии (25 лет), так и потому, что на стыке веков он дважды занимал должность российского посла. Мой сосед по делийской гостинице, профессор Лакхнауского университета М. Лари, в разговоре со мной отметил, что Кадакин, видимо, был лично знаком со всеми премьер-министрами Индии, за исключением Неру и Шастри.
Накануне первого назначения в Дели Александр Кадакин несколько лет был послом в Непале, а второй раз вернулся в Индию прямо из Стокгольма, где он три года был послом России. «Мне здесь гораздо уютнее и интереснее, чем в цивилизованной Швеции, здесь я с удовольствием исполняю все мои сложные обязанности, – подчеркивает Александр Кадакин. – Индия развивается семимильными шагами, и в этой связи приведу лишь один пример. Пятнадцать лет тому назад индийцы начали строить метро в Дели. Перед моим отъездом в Москву было всего семь станций. А когда я вернулся несколько лет тому назад, их стало 145! Еще через несколько лет будет 175 станций – они ведут строительство открытым конвейерным способом, по существу, все окрестности индийской столицы уже охвачены метро».
На прощание я подарил послу английский вариант своей книги о нобелевском лауреате по физике профессоре Абдус Саламе, который был почетным доктором ряда индийских вузов, в том числе знаменитого Аллахабадского университета. Всезнающий Александр Кадакин отметил, что мусульманское ахмадийское общество, к которому принадлежал пакистанский ученый Салам, в Индии пользуется большим уважением, поскольку его члены – сторонники развития тесных межрелигиозных отношений и никогда не были замешаны в экстремистских действиях.
Со своей стороны, я хочу добавить, что у Александра Михайловича имеется изумительное хобби – он почти в течение полувека занимается вопросами сохранения и пропаганды огромного культурного наследия семейства Рерихов.