В стране с самым большим исламским населением в мире были серьезные проблемы при проведении конкурса «Мисс Мира».
Речь идет об Индонезии, название которой переводится как «Индийские острова» (сравните: Мела-, Микро-, Полинезия, Додеканезы в Эгейском море). Есть острова Зеленого Мыса и Азорские, Канарские и Карибского бассейна. Есть и островные государства Куба и Ямайка, Тринидад и Тобаго («Троицы и Табака») с Гаити и Доминиканской Республикой, Мальдивы с Сейшелами. А что за острова в Индийском океане? Ведь у них тоже есть красивые и благозвучные имена – Ява и Суматра, Бали и Флорес (на них были найдены останки примитивных наших предков). Но ни один из них так и не дал название стране, некогда называвшейся забытым уже именем – Батавия. Кстати, последнее, время от времени встречается в самых разных ситуациях – как Галлия во Франции и Гельвеция в Швейцарии.
В порту проходишь сквозь строй предлагающих свои услуги таксистов. Все настроены весьма благожелательно к тебе и с улыбкой указывают направление автобусного терминала, куда из разных районов столицы прибывают большие серебристые «коучи» с кондиционером внутри. За смешные 90 руб. примерно через час автобус, движущийся почти беспрепятственно по действительно выделенной бордюрным камнем полосе, доставляет к белому бетонному Монасу, или Национальному монументу. Самое сердце Джакарты.
Служащие автобусной станции, таксисты и обычные люди с готовностью помогают сориентироваться по сторонам света, что определяет направление движения к вожделенному отелю, его «эр кондишену» и бассейну, а также горячему чаю или кофе.
В Джакарте в транспорт входишь беспрепятственно. Однако на вокзале, откуда уходят поезда дальнего следования, билет в тот же Денпасар, неподалеку от которого величественные Боробудур, продают только по паспорту, а на выходе к поезду проверяют сумки ручным металлоискателем. Оно и понятно, если учесть, что в 2006 году исламские террористы на Бали провели атаки на иностранных туристов. И это при том, что Индонезия считается самой большой исламской страной Азии.
Движение на улицах Джакарты весьма плотное, перерывы между потоками машин и мотоциклистов случаются изредка лишь на центральной улице Тамрин, плавно обтекающей Монас. Но при этом водители весьма доброжелательны и уступчивы, легко пропуская тебя при переходе самой запруженной улицы.
Однажды мне довелось помочь молодой паре «европеоидов», которые все никак не решались ступить с тротуара на мостовую. Я им сказал через дорогу, чтобы они смело шли, потому что их никто не задавит, что и оказалось на самом деле, получив заслуженное «Thank you!».
Буквально накануне моего прилета 13-летний сынок популярного индонезийского певца на повышенной скорости протаранил три машины, погибли шесть человек. В местной газете – фотографии покореженных мальчишкой авто...
Движение на улицах Джакарты весьма плотное,
но выделенная полоса действительно выделена бордюрным камнем. Фото Reuters |
Газеты откровенно пишут о большой коррупции, сообщая об арестах очередного директора банка и большого полицейского чина. Преследование со стороны закона не избежал и президент большой госкомпании, в силу этого ударившийся в бега. Интерес к его деятельности привлекли большие расходы казенных средств на любимую жену, на которую он перевел капитал. За взятки был арестован и один из членов суда высокой инстанции.
Большие сложности и у миграционной службы, которая вынуждена бороться не столько с пришлыми, сколько с их ВИЧ-инфицированностью. Услугами иностранных рабочих из Малайзии и Таиланда, Японии и Южной Кореи, а также Индии и Филиппин пользуются более 3,5 тыс. индонезийских компаний, с ВИЧ же борются лишь 20 инспекторов, что явно недостаточно.
Столичные власти не знают, что делать с автомобильной стихией, поскольку метро в Джакарте намереваются запустить лишь в 2017 году, но это не точная дата. По центральной улице Тамрин налажено четкое автобусное сообщение, и весь город не в часы пик проезжаешь чуть ли не за четверть часа (от Химок до «Автозаводской», если не до Каширки в Москве). В воскресенье до полудня Тамрин в центральной ее части отдана джоггерам и велосипедистам, что сразу же проясняет воздух, которым становится можно дышать.
В часы пик – смрад, и власти опасаются наплыва так называемых LCG (Low Cost Green) – авто, стоимость которых не будет (если верить обещаниям) превышать 6,5 тыс. долл. В Джакарте уже более 5 млн автомобилей и почти 30 млн мотоциклов и скутеров, а также 7 млн других транспортных средств, использующих бензин не очень высокого качества. «Прибавка» дешевых мотоколясок, владельцы которых не смогут платить за хорошее топливо, только усугубит проблему…
В воскресенье, проезжая в автобусе по Тамрин мимо центрального кругового фонтана, я вместе с пассажирами стал свидетелем двух больших политических митингов. Участники одного были одеты в желтые куртки, а второго – в красные. Первые размахивали желтыми флагами, вторые – красными. Полиции и ее автобусов с местным ОМОНом не наблюдалось. Все происходило чинно и благородно, и движению машин собравшиеся – на их Тверском и Страстном бульварах – не мешали.
Ужасная жара в середине дня несколько ограничивает туристическую активность, тем не менее удалось побывать и в старом голландском районе Кота, от которого 10 минут на автобусе до приморского парка с большим детским сектором. В Коте восстановлена центральная площадь с Музеем керамики, в котором представлена коллекция китайского фарфора ХVIII века, доставшаяся ему со дна моря, на котором покоится остов большой китайской джонки. Вечером для туристов в районе открываются двери многочисленных питейных заведений, среди вывесок которых довелось увидеть и «О'БРАЙЕНС ПАБ». Почему на русском – совершенно непонятно, поскольку в Джакарте и уж тем более в Коте русским духом как-то не пахнет (собеседники очень удивлялись, когда я им говорил про Москву).
На полпути из Коты к Монасу в 10 минутах езды на запад расположен джакартский Чайнатаун, названный местными «Грогол». Часть его застроена новыми зданиями стандартной и весьма смелой архитектуры, среди которых выделяются два университета и новенький молл с большой гостиницей. Сохранившаяся часть представляет собой типичный китайский квартал с узкими улочками и маленькими домами-хутонгами, среди которых там и сям выделяются красные храмы с характерными узорами. Здесь же еда, мелкая торговля. Но это все же не манильский Чайнатаун, который застроен довольно высокими домами, первые этажи которых занимают ювелирные магазины, лобби отелей и всяких разных кафе и ресторанов. Даже в Куала-Лумпуре китайский квартал много импозантнее, не говоря уже о сингапурском.
Прямого рейса из Москвы в Джакарту пока нет, поэтому лететь приходится через Сингапур, который в полутора часах лета от индонезийской столицы. После недели пребывания в ней прилет на остров-государство показался возвращением в рай земной, но о нем как-нибудь в другой раз.
Джакарта–Москва