Прикосновения вырабатывают «гормоны счастья». Фото Reuters
О них не принято рассказывать вслух. Но о них много и эмоционально пишут в Интернете. Быть с ними стыдно, противно и досадно. От них хочется сразу же избавиться, и поначалу кажется, что избавиться-то – пара пустяков! Но не тут-то было…
Они – это вши. Их современный нрав я узнала, став свидетельницей злоключений своей подруги. Ну надо же ей было хоть кому-то рассказывать о своих затянувшихся страданиях. И она выбрала меня.
Пока у нее не завелись эти твари, она чувствовала себя довольно успешным человеком. Работа в благополучной компании, хорошая зарплата, квартира, машина и школьник-сынишка. Единственное, незадолго до нашествия вшей она рассталась с мужем. Но это еще вопрос, стоит ли рассматривать такое событие как неудачу.
Все началось прошлым летом. Однажды, причесываясь, она заметила вошь, упавшую в раковину. Купила в аптеке одно современное средство – не помогло. Потом другое, с тем же эффектом. Потом третье. Четвертое. Снова первое. Аннотации ко всем этим спреям и шампуням обещали клинически подтвержденный 100-процентный результат и рекомендовали именно этот препарат как современный и наиболее действенный. Но недели сменялись неделями, а месяцы – месяцами. Вши же продолжали падать в раковину. Их стало, конечно, меньше. И только. Она стала бояться причесываться.
Каждое средство стоило сотни рублей, и счет на лечение педикулеза уже исчислялся тысячами. Но суть не в деньгах, а в пустых усилиях и несбывшихся надеждах. А еще в зуде и стыде. Был и гребень с лазерными насечками за тысячу рублей, обещавший все тот же 100-процентный успех. Им она расчесывалась часами, через день, привлекая сестру и маму. Сестра ворчала, а потом отказалась участвовать в этой безысходной битве. Мама оказалась более стойкой, но во время расчесываний обе были так раздражены общением с этими мелкими юркими тварями и друг другом, что постоянно ругались. Ну а ее папа вообще не верил, что в наше прогрессивное время возможен такой затяжной педикулез, и начал подозревать ее в паранойе. Это была борьба, которую нельзя бросить, но и завершить ее никак не удавалось. Потом она перешла на народные средства. «Пишут, помогает настойка чемерицы. Но ее трудно купить. Разбирают в аптеках только так, – рассказывала мне она. – Представляешь, у скольких людей вши!» От чемеричной воды вши уменьшились, стали почти с точку, но продолжали жить и откладывать яйца. А еще кусать, теребить волосы и все также падать в раковину. «Я стала слышать, как щелкают гниды», – жаловалась она. Тем временем уже наступила зима.
Единственным пространством, где она переставала чувствовать себя одиноким изгоем, был Интернет. Там люди на форумах, благодаря анонимности, обсуждали своих вшей, не стесняясь. Вот лишь часть многочисленных криков души (с сохранением орфографии и пр.): «Ой, народ, мы с дочей уже наверное год мучаемся вшами. ну конечно периодически шампуни аэрозоли... это все фигня, у нас папа только на это и работал!!! аптекарские средства не помогают!» «Пришла в аптеку, стыдно спросить какое-нибудь средство, шепотом спрашивала, а фармацевт говорит, что сейчас чуть ли не каждый второй со вшами ходит, многие спрашивают, насоветовала веда2, не помог ни мне, ни дочери. Я так и не избавилась. Мутировали вши, не такие раньше были. Бегают – не догнать!» «С вшами уже больше полугода. Не верю в исцеление. Чем только не мыла». «Я только что не делала. Сегодня опять почесалась и нашла у себя вошь. Сижу в уксусе и рыдаю».
Чем только наш народ не пытается их изводить: керосином, пылесосом, утюжком для волос, пергидролем, скипидаром, спиртом, ароматическими эфирными маслами, противотуберкулезными таблетками, собачьим шампунем от блох, собачьими ошейниками от тех же блох, даже «машенькой» от тараканов и дихлофосом. От безысходности, тщетно перепробовав все официальные средства.
Многие пострадавшие от вшей ругают, конечно, мигрантов, считая их главными распространителями этой заразы, как и многих прочих бед. Хотя известно, что вши предпочитают хозяев, которые соблюдают правила гигиены и живут в благополучных условиях. А нынешние особи, устойчивые к современным медикаментам, судя по всему, вообще родом из Европы. Тогда как вши от неблагополучных мигрантов из Азии куда проще. Эти цивилизацией не тронуты, с супершампунями пока не знакомы, вот и погибают от них легче.
О масштабах ползучей эпидемии никто не знает. Ведь обладатели вшей никуда о своей напасти не сообщают. Школьное начальство тоже не
Со зловредными насекомыми боролись
всегда и самым разнообразными способами. Советский плакат, 1921 год |
заинтересовано разглашать вшивые эпизоды. Вот и получается, что статистика учитывает в основном зараженных детей, по каким-то причинам попавших в больницу. Хотя в той же Европе сейчас вшами заболевают и взрослые, а в школах педикулезу чаще оказываются подвержены старшеклассники. Кстати, моя подруга подозревает, что подхватила паразитов как раз в Европе, путешествуя летом. Так она спасалась от хандры по поводу расставания с мужем.
В своей борьбе она начала использовать и нехимические средства. Ходила в церковь. Читала заговоры на уходящую луну. Потом стала говорить, что наверняка в этом испытании для нее есть какой-то скрытый смысл. Начала подозревать, что, может быть, в чем-то виновата. Мол, делала в жизни что-то не так, но пока не знает, что.
А однажды показала мне свернутый вчетверо лист. Рассказ, распечатанный с интернет-форума: «Случайно нашла эту тему. Читаю и вся чешусь. Сочувствую всем. В моей жизни было такое. Старший сын привез из пионерлагеря это «явление». Перепробовали все: от керосина до нитифора. Интернета не было. Рядом на нижней кровати спал младший сын. В ужасе обратилась к нашему педиатру: что делать? Он сказал: узнаю подробнее – скажу. Мы боролись: у младшего – ничего, у старшего каждую неделю по новой. Через месяц приходит врач (не вызывали, а он не забыл!) и тихо, чтобы не слышал сын, сказал: постарайтесь разобраться с внутренним миром вашего ребенка. Стали мы ежедневно с ним разговаривать на ночь: что, с кем, зачем, почему? Никогда больше ничего не появлялось у него, сколько бы его ни бросало в разные коллективы в школе, в лагере. Попробуйте и вы этот способ. Спасибо доктору».
«Вши – это мой способ горевать, – сказала мне тогда подруга. – Когда я рассталась с мужем, появились они. Они – это мое одиночество». Так она начала грустить, прощаться и прощать. И исцеляться. Уже не находит паразитов недели три. Боится сглазить, но, кажется, все прошло. Она переживает теперь не из-за вшей, а из-за своей несостоявшейся любви.
На днях в книжном магазине я наткнулась на увлекательное журналистское расследование о паразитах: «Царь природы. Тайный мир самых опасных существ на земле». Автор Карл Циммер, лауреат премии Эверетта Кларка в области научной журналистики, пишет, что паразиты помогают эволюции своих хозяев. Например, благодаря вшам обезьяны начали ухаживать друг за другом, искать паразитов и щелкать их. Так они трогали друг друга, а прикосновения вызывают выработку «гормонов счастья». Это оказалось настолько приятным занятием, что приматы стали держаться стаями и научились налаживать связи. Благодаря вшам они познали радость общения и становились все человечнее. Это только гипотеза, но после истории с подругой она мне кажется верной. Вот и люди многие века проводили друг с другом вечера, занимаясь ловлей насекомых в головах друг друга. Сейчас это занятие заменяет сидение в социальных сетях. И теперь они снова здесь, вши-паразиты. Эволюция продолжается.
Нижний Новгород