0
6492
Газета Стиль жизни Интернет-версия

07.02.2014 00:01:00

Cамураи стали яппи

Велимир Разуваев
Заместитель заведующего отдела политики "Независимой газеты"

Об авторе: Велимир Владимирович Разуваев – обозреватель «Независимой газеты».

Тэги: япония, культура, самураи


япония, культура, самураи Современный робот-самурай... Фото Reuters

Должно пройти много лет, случиться много разочарований, родители должны тысячу раз повторить «Пора взрослеть» – прежде чем детские мечты навсегда уйдут в прошлое. «Мой брат, – говорит Майкрофт Холмс Ватсону в британском сериале «Шерлок», – сыщик. А до этого он мечтал быть пиратом». Я тоже когда-то, поддавшись романтизации флибустьерского образа жизни в «Одиссее капитана Блада», мечтал быть пиратом. Убежден, что и нынешние детишки, в кумирах у которых ходит Джек Воробей (вернее, капитан Джек Воробей), грезят о морских просторах, фрегатах, штормах и сокровищах.

Однако мое пиратство ушло в прошлое, когда старший брат принес домой толстую книгу в твердой белой обложке. На ней красовался самурай с всклокоченными волосами и двумя мечами. Над его агрессивной физиономией было написано название романа – «Честь самурая». И имя автора: Эйдзи Есикава. Так мне удалось несколько раньше многих своих сверстников приобщиться (ну, я так считал) к тому, что называется японской культурой.

Начало бума «всего японского» в России пришлось на конец 90-х годов. К середине нулевых суши-бары, манга, аниме, Такеши Китано и Харуки Мураками были уже обычным делом. Сейчас мы спорим о том, правильно ли произносится слово «суши», называем еду в этих самых суши-барах «неаутентичной», говорим вместо «харакири» – «сэппуку», читаем об осколках империи (недавно умер Хироо Онода, партизанивший почти 30 лет после окончания Второй мировой войны) и ходим на отвратительные голливудские фильмы, рассказывающие о доблестных американцах, защищавших идеалы бусидо («Последний самурай»), и доблестных же американцах с восточной внешностью, по неизвестной причине вклинившихся в известные японские легенды («47 ронинов»). Мы все еще верим во что-то такое, что объяснить сложно.

И правда – те же пираты, по сути, были похлеще любой нашей братвы: Морган вырубал людей сотнями, если не тысячами, про Эдварда Тича, известного также как Черная Борода, и говорить не приходится. Однако образ всегда сильнее, вероятно, дети будут и дальше мечтать грабить галеоны.

Разочарование от пиратов приходит с возрастом, когда понимаешь, что это обыкновенные убийцы. Со средневековой Японией – особенно с самураями – иной случай. Здесь скорее стоит говорить о трех вещах: самообман, банальное незнание истории и культуры (которое, впрочем, я сам не скрываю) и, самое плачевное, разница между тем, что было – и что есть сейчас.

...и самурай прошлого. 	Тацуя Накадай в фильме «Харакири» 1962 года
...и самурай прошлого.
Тацуя Накадай в фильме «Харакири» 1962 года      

Образ средневековой Японии – это тихая спокойная горная страна, где какие-то самураи периодически режут себе живот, после чего им рубят головы. Это дзэн и синто. Чай. Монахи. Для меня – это период Сэнгоку. Период тотальной войны, расцвет самураев, когда дайме (князья) воевали друг с другом за право быть сегуном. По этому периоду много кто скучает. И делают это не только те, кто никогда не бывал в Японии, – о самурайских временах вспоминают и сами японцы. Всемирно известный (это действительно так) писатель Юкио Мисима, как и подобает любому самураю, всю жизнь думал о смерти. О ней он и писал свои романы. А умер так, как и подобает воину, – в попытке произвести военный переворот. Он совершил сэппуку, то есть взрезал себе живот. 

Хотя, если быть честным, судя по биографии Мисимы, смерть его таким уж пафосом не отличалась: военные, услышав призыв писателя устроить переворот, подняли его на смех. Да и голову ему товарищ отрубил не с первого раза. С другой стороны – красивая история. 

Или вот другой забавный миф – миролюбивость японских монахов (эти два слова звучат как профессия). Когда-то давно дайме по имени Ода Нобунага поголовно уничтожил монахов секты Икко-Икки. И не сказать, что у него не было на то права – эти ребята настолько активно вмешивались в политическую жизнь средневековой страны, что их боялся даже будущий сегун и народный герой Токугава Иэясу. 

Вопрос в другом. Культура, которая нам достается, это адаптация. Многие, скажем, видели фильмы Акиры Куросавы или Хироси Агаки, но идеальными самураями для нынешнего поколения служат Кэн Ватанабэ или Хироюки Санада – их имена мало кому что-то говорят, но лица известны. Времена Тосиро Мифунэ прошли (хотя некоторые его вспомнят по роли «главного японца» в сериале «Сегун», крутившемся в 1990-х и нулевых по нашему телевидению). Понять и принять культуру Японии могут лишь те, кто дойдет до самого конца. А на это мало кто способен. (Тот же Джеймс Клавелл, автор книги, по которой был снят сериал «Сегун», был, как может показаться по его романам, не слишком высокого мнения о стране, хоть и знал ее культуру. Все-таки во время войны сидел в японском лагере.) Вот люди и потребляют, как сказал бы Жан Бодрийяр, симулякр – нечто, чего нет в реальности.

Как-то мне самому очень захотелось заниматься Японией чуть ли не на профессиональном уровне. И я даже поступил на факультет международных отношений со специализацией по Стране восходящего солнца. И изучал язык. Через полгода меня наполнял такой ужас, что я не выдержал и ушел. Та Япония, образ которой я сохранил (нет, я не был наивен настолько, что думал, будто они до сих пор с мечами ходят), исчезла. Вместо самураев пришли яппи. Высокие технологии вытесняют традиции.

Было лишь два светлых пятна. Во-первых – некоторое сходство японцев и русских. Внутренние ограничения и неприветливость. И то, как проходят пятницы, когда можно как следует выпить, – снятие внутренних ограничений и радушие ко всем подряд под действием алкоголя роднит наши народы. Во-вторых – литература: Ясунари Кавабата, Агутагава Рюноске, Кобо Абэ, Кендзабуро Оэ, те же Эйдзи Есикава (книга которого, кстати, на самом деле называлась «Тайко» – да кто ж поймет), Юкио Мисима и Харуки Мураками. Японских писателей сложно назвать самобытными (между Кобо Абэ и Гоголем можно провести параллель, как и между Харуки Мураками и всей западной литературой вообще), но их вклад в мировую литературу общепризнан.

Но всего остального я не понимал. Манга, аниме, караоке, роботы, Годзилла, всевозможные девайсы, высотные дома – это был совершенно другой мир, не имевший ничего общего с тем, образ которого бередил мое воображение. С тех пор мне было сложно видеть что-либо связанное с Японией, потому что во всем я видел подвох. Когда тебе что-то нравится и ты хочешь сохранить эту симпатию, лучше не копать слишком глубоко. Может, это было запоздалое взросление, прощание с мечтами детства. 

Ведь в конце концов большинство бывших «пиратов», «самураев», «космонавтов» во взрослой жизни становятся клерками, банкирами, менеджерами. Или журналистами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1724
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1074
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
781
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1059

Другие новости