Александерплац в Берлине превратился в место притяжения российской диаспоры. Фото автора
Уезжать или не уезжать из России? Согласно недавним опросам ВЦИОМа, большинство опрошенных россиян (85%) уезжать из страны не хотят, особенно много таковых среди респондентов старше 45 лет. Доля же граждан, желающих эмигрировать, за последние два года практически не изменилась и составляет 13%. Уехать хочет прежде всего молодежь в возрасте 18–24 лет. При этом основной причиной переезда россияне видят стремление улучшить условия жизни (56%), а вторым по значимости аргументом выступает надежда получить за границей больше возможностей реализовать себя (21%). Еще одна веская причина уехать, по мнению потенциальных эмигрантов, – «там больше порядка» (7%).
Отчасти это подтверждают ответы респондентов на вопросы о конкретике: в марте нынешнего года у 39% желающих эмигрировать не было представления о том, как это сделать в реальности, а в настоящее время таковых уже 50%. В ближайшие пару лет эмиграцию планируют всего 5% опрошенных, все чаще они откладывают реализацию своего желания на более далекий срок: на ближайшие три–пять лет (15%), шесть–девять лет (9%) и более десятилетия (8%). Несомненно, что экономическая ситуация в России оказывает решающее воздействие на желание уехать или остаться. Понятно, что чем хуже, тем больше желания уехать.
Одна из стран со значительной и стабильной долей русскоязычного населения в отличие от большей части остальной Европы – это Германия. При этом попасть туда на ПМЖ не так-то просто. Я обратился с вопросом, как выжить эмигранту из России в столь в принципе чуждой для него немецкой культурной среде к берлинской консалтинговой фирме Pyrit Dienstleistungskontor, специализирующейся в том числе на вопросах эмиграции из постсоветского пространства.
Итак, что же нужно мигранту в Германии для счастья? Когда речь заходит о мигрантах, тут же обычно вспоминают о проблемах и дискриминации. Но исследование «Атлас счастья – 2013» свидетельствует, что многие мигранты довольны жизнью в ФРГ. Во всяком случае так утверждает немецкое агентство Deutsche Welle. «Атлас счастья – 2013» – это социологическое исследование, сделанное по заказу немецкого почтового ведомства «Deutsche Post». По его заказу социологи опрашивали в основном мигрантов, их детей и внуков. Речь не о временных трудовых мигрантах, а о тех, кто постоянно проживает в Германии. Главный вывод, который, наверное, наиболее полезен для потенциальных российских эмигрантов, заключается в том, что мигранты и потомки мигрантов вполне довольны своей жизнью в ФРГ. И чем лучше они знают немецкий язык, тем лучше им живется. 49% опрошенных считают свое материальное положение хорошим или очень хорошим. Кстати, среди этнических немцев, так сказать коренного населения страны, так ответили только 45% респондентов.
Русская среда в Европе формируется поколениями
эмигрантов досоветского, советского и постсоветского периодов. Фото Василисы Деюн |
Ясно, что для многих эмигрантов, прежде всего из горячих точек, речь идет о жизни и смерти. Удовлетворенность жизнью зависит от того, позволяют ли условия жить хорошо, считает Ян Дельхай, профессор бременского Университета имени Якобса, который специализируется на проблемах счастливой жизни. Он сводит это к краткой формуле: уровень жизни, любовь, бытие. Уровень жизни – это доход, удовлетворение материальных потребностей. Любовь – это еще и вся сеть отношений в обществе, а бытие – «это то, как мы сами устраиваем свою жизнь: люди, которые чем-то сильно интересуются, в среднем очень довольны своей жизнью». Составители «Атласа счастья – 2013» приходят к выводу, что второе поколение мигрантов – те, кто родился уже в Германии, – счастливее, чем их родители. Однако Ян Дельхай в этом сомневается. «Есть немало исследований, которые подтверждают обратное, то есть то, что среди первого поколения мигрантов больше тех, кто доволен своей жизнью. Хотя второе поколение лучше интегрировано», – напоминает Ян Дельхай. Но надо понимать, что российская эмиграция отличается от эмиграции из стран Азии и Африки. Поэтому для россиян, как правило, неизвестны случаи дискриминации. В то же время чуть более половины всех участников исследования указывают, что сталкивались с несправедливым к ним отношением из-за этнического происхождения. Чаще всего это омрачает жизнь переселенцам из Турции. Но, с другой стороны, в силу существующего законодательства эмигрантам из этих стран проще въехать в страну. Наиболее простой случай получения вида на жительство в Германии для представителей постсоветского пространства на сегодня – это бизнес-виза. Дело в том, что волны эмиграции, связанные с переселением этнических немцев и лиц еврейской национальности, пошли на нет. Да и произошли определенные усложнения условий получения вида на жительство для этих категорий лиц, связанные с экзаменом на знание немецкого языка.
Поэтому, как меня заверили эксперты из Pyrit Dienstleistungskontor, берлинские юристы достаточно быстро могут бизнес-визу организовать с перспективой получения постоянного вида на жительство. При этом сейчас в Берлине идет бурное строительство в жилом секторе, и соучастие в нем может даже ускорить этот процесс.
Другое дело – прижиться в городе на Шпрее. По моему мнению, в принципе в Берлине можно жить даже только со знанием русского языка. Ведь колония берлинских русских насчитывает более 300 тыс. человек и здесь имеется даже русская среда, включающая магазины, рестораны, телевидение, газеты, фитнес-клубы, а также театры и кино. Но тем не менее погружение в местную культурную среду имеет первостепенное значение, чтобы не остаться навсегда в языковом и бытовом гетто. А без знания языка это невозможно. Поэтому профессор науки о счастье Ян Дельхай и дает совет, кстати, не только мигрантам: хотите быть счастливыми – больше общайтесь с другими людьми. Проявляйте активность, найдите себе хобби, занимайтесь спортом. Сидеть перед телевизором и жевать чипсы – последнее дело.