Сомнительно, что здесь разрешат устраивать рекордные автогонки на скорость.
Мини-экспедиция в низовья Волги, на границу с Казахстаном, готовилась долго, собиралась быстро, проходила странно и закончилась в общем успешно. Целью четырехдневного марш-броска было озеро Баскунчак, что находится примерно в 200 километрах к юго-востоку от Волгограда, вблизи с границей Казахстана. Примечательно оно тем, что там добывают, как везде пишут, более 90% ценнейшего вещества – хлорида натрия, или, попросту говоря, поваренной соли. Залежи уходят вглубь на пять километров, а выход продукта из добываемого материала – почти 100-процентный. По соляному озеру еще в позапрошлом веке проложили железную дорогу, и с тех пор ведется активная соледобыча.Само озеро Баскунчак – уникальный природный объект, который сравнивают со знаменитым Мертвым морем, богатым лечебными грязями и целебными минералами. Почти то же самое есть и у нас. Это одна сторона медали. Но есть и другая. В 60-х годах прошлого века по дну этого высыхающего водоема устраивались гонки на рекорд скорости. Идеальное покрытие, такое же, как на знаменитом Бонневиле в США, позволяет обеспечить идеальные условия для разгона автомобиля. Заезды проводились несколько лет подряд и были прекращены, несмотря на то, что было установлено несколько рекордов скорости. Нашей экспедиции предстояло в том числе установить, может ли Баскунчак снова стать «русским Бонневилем».
Средство передвижения нам досталось весьма странное. Когда командир нашего маленького отряда сказала, какой автомобиль будет использован, показалось, что он, мягко говоря, не совсем соответствует целям поездки. Мне было сложно представить себе Cadillac SRX стоимостью около 2 млн руб. в роли экспедиционного мула, способного вынести все тяготы и лишения. К тому же машинка была белого цвета. Немного ободряло то, что эта модель относится к кроссоверам (то есть эдакий «недоджип»), которые имеют репутацию машин «повышенной непроходимости». Тем не менее формула «4х4» вселяла надежду на то, что это не просто формальная запись в техпаспорте.
Наш путь лежал сначала по трассе М4 «Дон» до города Воронежа, а потом по дороге М7 «Каспий». Дело в том, что М4 – правда, трасса, а М7 дорогой даже с натяжкой назвать трудно: некоторые проселочные дороги бывают лучше, и гордый статус «федеральная трасса» вызывает недоумение. Покрытие находится в таком состоянии, что я думал, мы растеряем наш гламурный кроссовер по частям. Ко всему прочему пошел дождь, который не прекращался до тех пор, пока мы снова не вернулись на территорию Воронежской губернии. И к дождю добавилась ночь…
Дно озера Баскунчак было покрыто на несколько
сантиметров водой, а поверхность представляла собой вязкую жижу. |
Для меня как для пассажира в данном случае важно доверять тому, кто сидит за рулем. С этим проблем не было никаких. Женщинам-водителям я в некоторых случаях доверяю даже больше, чем мужчинам. Но в такой сложной обстановке необходимо иметь особые навыки и талант, коими и обладала наш первый пилот Мария Мельникова. Пару обгонов по встречке (в пределах правил, разумеется) я посмотрел, восхитился и решил подремать: доверие на 100%.
Скачки по М7 закончились под Волгоградом. Хитрый навигатор «Кадиллака» решил, что нам лучше ехать не через город, а, переехав через реку, проскочить через Волжский – город поменьше, за которым лежала прямая дорога на Баскунчак. Глубоко в ночи мы наконец остановились у пансионата на берегу соляного озера. Предстоял отдых и день на исследование вопроса.
Подъезды и подходы к озеру со стороны поселка Нижний Баскунчак полностью контролируются компанией, которая занимается добычей соли. Проехать туда сразу не получилось. Даже не видя еще толком озера, можно было предположить, что по дну мы не проедем. Это подтвердили и наши проводники по местному заповеднику. «Залито оно, – говорят, – водой. Дожди идут месяц уже. И еще глину на склонах размыло, и она оказалась в озере». Критически осмотрев наше средство передвижения, работники заповедника покачали головами и сказали: «Ну, если что – трос есть, вытащим». А сами при этом были на чудесном автомобиле УАЗ-469 (3741), в простонародье называемом «буханка».
Дорогу к посту въезда в заповедник дорогой вообще назвать нельзя: просто колея в грязи. Когда наш «Кадиллак» нырнул в бордово-коричневую жижу, казалось, здесь и заночуем. Но не тут-то было. Машинка ехала себе и ехала. Профи, которые занимаются ездой по бездорожью на заряженных джипах, могут сказать, конечно, «фи» – пара пустяков. Но с учетом всех обстоятельств нам этот участок экспедиции пустяком не показался.
Нашей целью было все же озеро (план есть план). Но проводники оказались правы: мы не то что на дно озера не смогли выехать, но даже подобраться к нему вплотную на автомобиле не получилось. Риск застрять в грязи по самые окна нам не улыбался. Поэтому был предпринят небольшой марш-бросок до берега. На дно озера мы вышли пешком.
Оно было покрыто на несколько сантиметров водой, а поверхность представляла собой вязкую жижу. Вдалеке, сквозь пелену моросящего дождя, просматривались соляные отвалы и насыпь железной дороги, которая проложена прямо по дну озера. Пошлепав с полчаса по этой поверхности и, собственно, несолоно хлебавши (в прямом смысле), мы сделали несколько снимков и вернулись в машину.
Cadillac SRX трудно было
вообразить в роли экспедиционного мула. Однако… Фото автора |
Обратный путь до твердого асфальтового покрытия не менее замечателен, чем путь до берега озера. Был момент, когда мы уже почти собрались звать подмогу в лице местного вездехода. Но наша машинка под управлением второго пилота экспедиции – Михаила Лейбовича – сама выбралась из проблемной ситуации и потом с успехом преодолела пару балок и несколько сложных участков. Более того, приноровившись к управлению кроссовером, Михаилу удавалось не только не отставать от скачущей впереди «буханки», но еще и с успехом следовать в кильватере. При этом уазик нещадно швыряло из стороны в сторону на скользких ухабах, а наш гламурный американец шел лишь покачиваясь из стороны в сторону, как лайнер по чуть взволнованному морю.
Обратная дорога в Москву лежала через русский Гранд-Каньон. Но это уже совсем другая история.
Озеро Баскунчак – Москва