Разрисованные художниками автомобили весьма оживляют городскую среду. Фото автора
«Креативным человеком в гетто невозможно стать. Им можно стать, когда ты подключен к пульсу города», – сказал во время одного своего выступления архитектор, урбанист и дизайнер Жан-Мишель Вильмотт, который занимается градостроительными проектами Большого Парижа.
В 2008 году французские власти решили изменить подход к развитию парижской метрополии. Столичная территория разрасталась за счет постепенного поглощения близлежащих пригородов. Однако это расширение не было равномерным и сбалансированным, появлялись изолированные от столичного ядра районы, в которых нарастала социальная напряженность и усугублялись межнациональные конфликты.
Градостроителям было необходимо не просто спроектировать очередные жилые, деловые и торговые кварталы, а сформулировать новую концепцию городского развития, философию современного мегаполиса, которая сняла бы все противоречия крупных городов.
Отправной точкой для поисков новой концепции стало утверждение, что идеальный житель современного мегаполиса – это креативный человек. Именно такого человека должно формировать и поддерживать городское пространство, должна воспитывать «среда обитания». Чем качественнее и разнообразнее будет эта среда – тем больше появится у городских жителей возможностей для творческой и интеллектуальной самореализации, для личностного роста.
Книжный развал на блошином рынке –
характерная особенность Парижа. Фото автора |
В то же время саморазвитие личности – процесс бесконечный. Креативный человек на протяжении всей своей жизни обучается, постигает новое, переосмысливает узнанное, творит. Значит, и сам город тоже должен меняться, развиваться, предоставлять все больше возможностей для полноценной и насыщенной жизни горожан – он должен «пульсировать».
Французская концепция обновленной столицы предлагает особую модель мира, в которой нет центра и подчиненной ему периферии, а есть множество равноправных центров. «Большой Париж как кластер кластеров, как сеть технополисов», – уточняет директор «Общества Большого Парижа» Александр Мисофф.
Но такие центры не должны быть обособленными друг от друга. Сегодня некоторые компании в Париже начали переносить свои офисы из исторических престижных районов города на окраины, в кварталы, которые принято называть неблагополучными. Цель – изменить направление пассажиропотоков и перемешать в одном районе разные слои населения. Головной офис на окраине постепенно подтянет за собой весь квартал, считают урбанисты. Начнет развиваться сфера услуг, некоторые работники вместе с семьей переселятся поближе к работе, значит, потребуется строительство социальных объектов – детских садов, школ, больниц.
Новое ультрасовременное здание
французского Минфина над Сеной. Фото автора |
Но самое главное даже не это. Как поясняет Вильмотт, полицентричное городское пространство нужно «связывать воедино за счет наложения на него своеобразных швов». Такими швами, преодолевающими изоляцию некоторых районов, становятся транспортные линии. «Прежде чем развивать архитектуру, нужно обеспечить доступ к объекту», – поясняет другой архитектор Большого Парижа Антуан Грюмбаш.
Транспорт – ключевой фактор любых городских преобразований. Нет никакого смысла в ультрасовременном кластере, если население не может до него добраться. Без транспортной инфраструктуры (а речь идет о самых разнообразных видах транспорта – это и метро, и трамвайные пути, и пригородные электрички, и автобусное сообщение) он зачахнет, останется невостребованным.
Как говорит архитектор Луи Мутар, «местом смычки» городского пространства становятся вокзалы, которые тоже меняют свой облик и смысловое наполнение с учетом потребностей жителя мегаполиса – креативного человека.
Французские урбанисты выдвигают два основных требования к современным вокзалам – интермодальность и многофункциональность. Во-первых, вокзал – это транспортный узел, где в идеале можно легко сделать пересадку на любой вид транспорта. Легкость должна обеспечиваться за счет продуманной и наглядной системы навигации, удобного расположения посадочных площадок.
Во-вторых, современный вокзал – это не только транспорт. Урбанисты предлагают концепцию вокзала – центра всех городских услуг. Разместить внутри или рядом с вокзалом торговые точки и небольшие кафе – лишь самый примитивный способ использования его потенциала. В нем можно интегрировать куда больше возможностей, разместить и химчистки, и парикмахерские, и почтовые или банковские отделения, и небольшие поликлиники, и даже детские сады или школы.
Именно на вокзале – буквально по дороге на работу или домой – человек сможет решить большую часть своих ежедневных проблем. Кстати, уже сегодня в Париже можно увидеть частичное воплощение этой идеи в жизнь. На одном из вокзалов появился детский сад. Пока что им пользуются в основном сами работники вокзала, но он открыт и для пассажиров.
Наконец, вокзал, как уверяют французские урбанисты, должен стать местом развлечения, досуга и культурного развития. Книжные магазины, кинотеатры, концертные площадки и выставочные залы – все это тоже может появиться на его территории. Планируется, что в рамках Большого Парижа будет построено 72 таких многофункциональных современных вокзала.
Конечно, как замечают сами авторы и вдохновители градостроительных проектов, многое в концепции Большого Парижа кажется утопичным. «Однако это утопия не абстрактная, а конкретная», – замечает Антуан Грюмбаш. Она реализуема, потому что привязана к месту, к географическим, климатическим, социально-экономическим особенностям города, предлагает решение насущных проблем. И с некоторыми поправками она может быть перенята и другими городами.