Нотр-Дам-де-Сайгон не только храм, но и память о колониализме.
У России и Вьетнама в XX веке было много общего, несмотря на то что эта страна Юго-Восточной Азии – для нас во многом экзотика. Общее – в политической и социальной истории. Внедрение социализма, причем «просоветского» образца. При этом вьетнамцы восприняли у «старшего брата» борьбу с «религиозным дурманом». Практически в один год с Советским Союзом здесь началась своя перестройка (во Вьетнаме она называлась обновлением), переоценка ценностей, в том числе ценностей мировоззренческих. С начала 90-х годов эта страна живет уже при парламентской республике и президенте. Правда, у власти все та же Компартия, но об этом напоминают разве что развешанные в центре крупных городов плакаты с коммунистическим лидером Хо Ши Мином.
Путешествуя по Вьетнаму, я волей-неволей отмечал черты того, как постсоциалистическое общество в его вьетнамском варианте переживает возвращение к религии. И сравнивал с Россией. Гуляя по улицам крупнейшего города страны, Хошимина, или главного курортного города, Нячанга, убедился, что культовых зданий здесь немного. Редко-редко в бесконечном ряду примостившихся друг к другу домов мелькнет запоминающийся – типично южно-колониальный – облик католического храма, или характерного вида буддийская пагода, или – что гораздо реже – мечети. Что интересно, культовые здания не доминируют над окружающими постройками – они ненавязчиво вписаны в городской пейзаж, и, в общем-то, их можно даже не заметить, если не идти туда целенаправленно.
Можно было бы предположить, что коммунистические власти по-прежнему не дают верующим свободно строить храмы. Но мне несколько раз довелось оказаться, например, у католических храмов во время богослужений – через открытые двери хорошо видно, что зал церкви отнюдь не переполнен верующими, и ни во дворе, ни на окрестных улицах никто не толпится. Это касается даже центрального, построенного еще в конце XIX века собора Нотр-Дам-де-Сайгон. (Наверное, не надо напоминать, что до объединения страны после войны в 1976 году крупнейший город юга назывался Сайгоном, так же он обычно называется сейчас и в быту.) Согласно статистике, католиков и буддистов среди местных жителей немного – соответственно меньше 10 и 7%.
Культовые здания разных религий во вьетнамских городах не выделяются среди гражданской застройки.
|
Другое дело, что наиболее распространены в стране воззрения, которые в принципе можно отнести скорее к системе суеверий, чем к религии. Во Вьетнаме повсеместно встречаются довольно большие (примерно полметра в высоту и чуть меньше в ширину) мобильные алтари. Их можно встретить и у рецепции отеля, и в любом магазине, неважно, мелкая это лавочка или крупный супермаркет. Говорят, эти алтари можно купить в специальном магазине. Такой алтарь подсвечивается мигающими красными лампочками, а перед находящимися в нем статуэтками божеств разложены приношения: фрукты, или коробка печенья, или банка с напитком, или зажженные свечи и курящиеся палочки благовоний. В некоторых случаях перед этими кумирами сжигают вотивные деньги, похожие на настоящие банкноты.
Как мне пояснили хорошо понимающие и говорящие по-русски вьетнамцы, в такого рода алтари помещаются «божества счастья, богатства и так далее». В местном сознании они занимают, очевидно, то место, которое у россиян принадлежит так называемым народным святым вроде Матроны Московской или Ксении Петербуржской и иным святым, мученикам и блаженным, к которым люди обращаются за мистической помощью при недугах или просто трудностях в жизни.
Божков прибыли и удачи балуют печеньками. Фото автора |
Еще одна черта религиозного сознания вьетнамцев – вера в постоянное присутствие в этом мире умерших предков. В некоторых сугубо коммерческих заведениях рядом с алтарями вышеописанных божеств можно встретить и алтари предков, где все те же приношения выложены у их портретов. Между прочим, кладбища в деревнях Вьетнама – аккуратные, с каменными оградками и надгробиями – расположены прямо посреди рисовых полей, с которых собирают урожай. Напомним, что рис растет в затопленных низинах, и можно предположить, что подобное соседство наносит ущерб санитарии и качеству конечного продукта. Зато предки всегда рядом, всегда помогут, особенно в тяжелом крестьянском труде.
Незримое присутствие предков, как объясняют местные жители, определяет удачу или неудачу в жизни и деятельности вьетнамцев. Точнее, понятие «удача» вообще отсутствует в лексиконе жителей это страны: в случае хорошего развития своего начинания вьетнамец говорит, что «предки благоприятно настроены к нему». Плохой исход означает, что «предки недовольны», и в этом случае потомок спешит сделать им на алтаре щедрое приношение. Вера в помощь предков вообще распространена на берегах Тихого океана – в Новой Гвинее, например, их мумифицированные останки располагаются прямо в домах жителей, чтобы обеспечить им постоянную «поддержку». Во Вьетнаме до таких крайних форм этот культ не доходит, хотя все равно выглядит несколько непривычно для европейца.
Хошимин–Москва