0
4703
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.11.2013 00:01:00

Алтари азиатского отечества

Владислав Мальцев
Обозреватель приложения "НГ-Религии"

Об авторе: Владислав Александрович Мальцев – обозреватель «НГ-религий».

Тэги: вьетнам, политика, культура


вьетнам, политика, культура Нотр-Дам-де-Сайгон не только храм, но и память о колониализме.

У России и Вьетнама в XX веке было много общего, несмотря на то что эта страна Юго-Восточной Азии – для нас во многом экзотика. Общее – в политической и социальной истории. Внедрение социализма, причем «просоветского» образца. При этом вьетнамцы восприняли у «старшего брата» борьбу с «религиозным дурманом». Практически в один год с Советским Союзом здесь началась своя перестройка (во Вьетнаме она называлась обновлением), переоценка ценностей, в том числе ценностей мировоззренческих. С начала 90-х годов эта страна живет уже при парламентской республике и президенте. Правда, у власти все та же Компартия, но об этом напоминают разве что развешанные в центре крупных городов плакаты с коммунистическим лидером Хо Ши Мином.
Путешествуя по Вьетнаму, я волей-неволей отмечал черты того, как постсоциалистическое общество в его вьетнамском варианте переживает возвращение к религии. И сравнивал с Россией. Гуляя по улицам крупнейшего города страны, Хошимина, или главного курортного города, Нячанга, убедился, что культовых зданий здесь немного. Редко-редко в бесконечном ряду примостившихся друг к другу домов мелькнет запоминающийся – типично южно-колониальный – облик католического храма, или характерного вида буддийская пагода, или – что гораздо реже – мечети. Что интересно, культовые здания не доминируют над окружающими постройками – они ненавязчиво вписаны в городской пейзаж, и, в общем-то, их можно даже не заметить, если не идти туда целенаправленно.
Можно было бы предположить, что коммунистические власти по-прежнему не дают верующим свободно строить храмы. Но мне несколько раз довелось оказаться, например, у католических храмов во время богослужений – через открытые двери хорошо видно, что зал церкви отнюдь не переполнен верующими, и ни во дворе, ни на окрестных улицах никто не толпится. Это касается даже центрального, построенного еще в конце XIX века собора Нотр-Дам-де-Сайгон. (Наверное, не надо напоминать, что до объединения страны после войны в 1976 году крупнейший город юга назывался Сайгоном, так же он обычно называется сейчас и в быту.) Согласно статистике, католиков и буддистов среди местных жителей немного – соответственно меньше 10 и 7%.

Культовые здания разных религий во вьетнамских городах не выделяются среди гражданской застройки.
Культовые здания разных религий во вьетнамских городах не выделяются среди гражданской застройки.   

Другое дело, что наиболее распространены в стране воззрения, которые в принципе можно отнести скорее к системе суеверий, чем к религии. Во Вьетнаме повсеместно встречаются довольно большие (примерно полметра в высоту и чуть меньше в ширину) мобильные алтари. Их можно встретить и у рецепции отеля, и в любом магазине, неважно, мелкая это лавочка или крупный супермаркет. Говорят, эти алтари можно купить в специальном магазине. Такой алтарь подсвечивается мигающими красными лампочками, а перед находящимися в нем статуэтками божеств разложены приношения: фрукты, или коробка печенья, или банка с напитком, или зажженные свечи и курящиеся палочки благовоний. В некоторых случаях перед этими кумирами сжигают вотивные деньги, похожие на настоящие банкноты.
Как мне пояснили хорошо понимающие и говорящие по-русски вьетнамцы, в такого рода алтари помещаются «божества счастья, богатства и так далее». В местном сознании они занимают, очевидно, то место, которое у россиян принадлежит так называемым народным святым вроде Матроны Московской или Ксении Петербуржской и иным святым, мученикам и блаженным, к которым люди обращаются за мистической помощью при недугах или просто трудностях в жизни.

Божков прибыли и удачи балуют печеньками.	Фото автора
Божков прибыли и удачи балуют печеньками.    Фото автора

Еще одна черта религиозного сознания вьетнамцев – вера в постоянное присутствие в этом мире умерших предков. В некоторых сугубо коммерческих заведениях рядом с алтарями вышеописанных божеств можно встретить и алтари предков, где все те же приношения выложены у их портретов. Между прочим, кладбища в деревнях Вьетнама – аккуратные, с каменными оградками и надгробиями – расположены прямо посреди рисовых полей, с которых собирают урожай. Напомним, что рис растет в затопленных низинах, и можно предположить, что подобное соседство наносит ущерб санитарии и качеству конечного продукта. Зато предки всегда рядом, всегда помогут, особенно в тяжелом крестьянском труде.
Незримое присутствие предков, как объясняют местные жители, определяет удачу или неудачу в жизни и деятельности вьетнамцев. Точнее, понятие «удача» вообще отсутствует в лексиконе жителей это страны: в случае хорошего развития своего начинания вьетнамец говорит, что «предки благоприятно настроены к нему». Плохой исход означает, что «предки недовольны», и в этом случае потомок спешит сделать им на алтаре щедрое приношение. Вера в помощь предков вообще распространена на берегах Тихого океана – в Новой Гвинее, например, их мумифицированные останки располагаются прямо в домах жителей, чтобы обеспечить им постоянную «поддержку». Во Вьетнаме до таких крайних форм этот культ не доходит, хотя все равно выглядит несколько непривычно для европейца.   

Хошимин–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1879
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3892
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2926
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2394

Другие новости