Найти расписание, нужный факультет и свой кампус – задача не из простых.
Решившему начать жизнь с чистого листа не где-нибудь, а на родине Мольера, Вольтера, Гюго и других великих, необходимо пройти обязательную процедуру. Состоит она из электронного досье, что подается на рассмотрение института, и прохождения собеседования. Делается это все через агентство при посольстве Франции в России, которое называется Campusfrance, и проводится исключительно в стране своего проживания.
Если до прошлого года студент имел право выбора: подавать документы лично в университет или связываться с французами через Сampus, то в этом году такой возможности уже не предоставляется.
Конечно, в Сорбонне или в одном из ее многочисленных филиалов вас несказанно рады видеть и непременно сообщат, что документы примут из рук в руки, если у вас нет желания связываться с Campusfrance.
Однако стоит вам только вернуться на родину, как приходит известие о том, что бумаги могут быть рассмотрены только при помощи Campus. Этой новостью вас «радуют» ровно на следующий день после окончания приема этих самых документов. Менеджеры Campusfrance обладают одной общей профессиональной чертой: они категорически не приемлют живого общения ни в каком виде.
Жизнь французского студента далеко
не так безмятежна, как это кажется. Фото Reuters |
Соответственно все свои проблемы приходится решать, общаясь с бездушным монитором компьютера, и велик шанс, что ни на одно ваше электронное письмо не ответят, хотя надежда, как известно, умирает последней!
Итак, после колоссальной нервотрепки вас все-таки допустят до подачи документов. Следующие три месяца можно жить спокойно, пока в один прекрасный день не приходит сообщение, что вы записаны на такой-то курс в такой-то университет. Теперь необходимо прибыть для второго этапа записи непосредственно в университет, по определенному адресу в 11.30 по местному времени.
Приехав точно в назначенное время, с интересом обнаруживаете, что бюро по работе с поступившими студентами открывается в 13.30 – соответственно расписанию на двери. На деле же в 14.30, потому что секретариат обедает. Далее препятствием становятся два этапа записи: административный и педагогический. На первом этапе вам выдают студенческий билет и вы расплачиваетесь за учебу (замечу, что по сравнению с Россией или другими странами цены более чем демократичные). На втором этапе из предложенных дисциплин выбирается несколько наиболее милых сердцу и набирается необходимое количество часов в неделю. У каждой дисциплины есть четыре опознавательных знака: код, название, дата и фамилия преподавателя. Именно по ним вам в последующем можно будет найти номера аудиторий на сайте университета.
Совершенно естественно, что на сайте не обнаруживается ни подобных предметов, ни педагогов, ни кодов, ни тем более дат. Вылезает исключительно английский, на который вы успешно записываетесь, вам присылают трогательное сообщение о том, что сайт невероятно рад, что вы им воспользовались и записались, но, придя на занятие, само собой оказывается, что в списке вы не значитесь. Через неделю на стенде возле секретариата неожиданно возникает еще один вариант расписания. Здесь вы можете опознать свои семинары исключительно по фамилии педагогов, да, и, кстати, вы уже пропустили неделю занятий, ибо даты, указанные в расписании, совершенно не соответствуют действительности.
В заключение, чтобы завершить весь административный процесс и начать наконец учиться, надо как можно скорее найти себе научного руководителя, который будет курировать процесс написания диплома. Казалось бы, все просто. Проблема обнаруживает себя, как только вы произносите волшебное слово «иностранец». Профессора в этот момент, скучнеют лицом и норовят ускользнуть от неудобного студента, с которым мало того что нужно что-то писать, так еще и поправлять его орфографию. А то, что сданный для поступления уровень французского не позволяет писать научные работы на языке, мало кого волнует.
За пределами института иностранного студента тоже ждет масса сюрпризов. Являясь представителем другой страны, получить комнату в общежитии практически невозможно, однако есть альтернативный вариант, так называемая студенческая резиденция. Но аналогом общаги резиденция является только с внешней стороны, так как за 10 кв. м вам придется ежемесячно выплачивать 1 тыс. евро, то есть около 40 тыс. руб.
Возможно, конечно, снять квартиру, но, чтобы найти агентство, которое согласится работать с русским студентом, на счете во французском банке должна присутствовать круглая сумма, способная покрыть оплату жилья за год, в противном случае – ждите отказ.
Банк опять же, узнав, что вы русский и все еще не имеете вида на жительство, который можно получить при наличии съемного жилья на долгий срок, вежливо объясняет, что необходимо провести по вашему вопросу проверку, которая займет около месяца. Но всегда обязательно найдется агентство, перед которым за вас есть кому поручиться, но которое потребует «всего лишь» полугодовую предоплату без гарантий от французского банка. И рано или поздно появится шанс въехать в свою квартиру, разумеется, при условии, что у вас или у ваших родителей имеется возможность оплатить проживание за полгода. В противном случае с мечтой об отдельном жилье можно распрощаться.
А в целом Франция – страна очень приветливая, люди милые, улыбаются и придерживают двери в метро, а уж если вы – французский студент, то автоматически открываются многие жизненные блага, например дешевый проезд на всех видах транспорта, а также практически бесплатное передвижение по странам ЕС. Все это вполне реально при имеющемся счете во французском банке и виде на жительство, получить которые возможно только при снятом на долгий срок жилье, а снять жилье вы можете только при наличии вида на жительство и счета во французском банке. Такой вот замкнутый круг.