В едином порыве освобождения из плена серого мира слились «сущности», символизирующие устремленность ввысь, в безграничный океан ликующего света. Александр Иванов. Освобождение
Издревле люди черпали вдохновение не только в видимой составляющей окружающего их мира, но и пытались выйти за привычные границы, познать Вселенную и свое место в ней. Человека никогда не покидала мысль, что этот мир гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.Мудрость предков
Ярким тому примером является наскальная живопись. По данным археолога и профессора Университета Теннесси Яна Симека (Jan Simek), которого цитирует авторитетный британский археологический журнал «Антиквити» (Antiquity), содержание рисунков древних индейцев носит как мифологический, или религиозный, так и космологический характер. Команда Симека исследовала 44 рисунка на открытых поверхностях и 50 в пещерах. Самым ранним работам более 6 тыс. лет, однако большинство датируется XI–XVII веками. На основе увиденного ученые сделали вывод, что в представлении древних Вселенная состояла из трех миров: верхний – силы природы, небесные тела и все, что может оказывать влияние на человека; средний – окружающая действительность; и нижний мир, ассоциирующийся со смертью и тьмой. Примечательно, что красные (цвета жизни) рисунки с изображением верхнего мира находили преимущественно под открытым небом, а черные (цвета смерти) рисунки нижнего – в самой глубине пещер. «Это очень распространенная концепция, что существуют различные уровни бытия, различные уровни восприятия, различные уровни взаимодействия (мира. – К.А.) с человеком, – сказал Симек. – Я думаю, что все люди в той или иной степени приходят к ней».
Искания современников
Сегодня многие художники, как и их далекие предки, обращаются на своем творческом пути к бескрайним просторам Вселенной. Поиск места человека в этом огромном мире и отражения космоса в своей душе не оставляет человеческие умы.
Русский космизм, как новое направление художественного творчества, возник во второй половине XIX века и подарил миру искусства множество новых имен. Одним из главных идейных вдохновителей этого течения, в первую очередь в живописи, стал Николай Рерих, именно по его инициативе в 1927 году в США состоялась первая выставка русских художников-космистов. В том же году объединение русских художников-интуистов «Амаравелла» (Петр Фатеев, Вера Пшесецкая, Александр Сардан, Борис Смирнов-Русецкий, Сергей Шиголев и Виктор Черноволенко) опубликовало свой манифест, который, в частности, гласил: «Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь… Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса в человеческих обликах, в пейзаже, в отображении абстрактных образов внутреннего мира… восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания – тогда их мысль будет достигнута». К сожалению, большого признания в Нью-Йорке они добиться не смогли, а Советскому Союзу в те годы подобное явление было тем более чуждо. Последняя выставка «Амаравеллы» состоялась в 1929 году.
Пиктограмма, найденная в пещере природного заповедника Данбар Кейв в городе Кларксвилл (Теннесси, США). Фото Reuters |
Знакомство с наследием Рерихов повлияло на многих творческих людей современности, среди них и художник-поэт Александр Иванов (Alex Evans), картины которого не раз попадали на страницы нашего приложения «НГ-энергия». Его произведения являют собой зримое выражение чувств и ассоциаций, наполненное глубоким философским, порой даже сакральным смыслом. Как говорит сам Иванов, «это фрагменты чувств, настроений, эмоций, душевных порывов как неотъемлемых частиц великой космической души». Используя возможности абстрактно-ассоциативного восприятия и символичность изображения, иногда сопровождая свои работы стихами, он старается донести до зрителя свое понимание сущности различных материй, веря, что медитация может быть и визуальной. Пограничные состояния естества и души, постоянное метание между двумя противоположностями: добром и злом, светом и мраком, порывом и статичностью, покоем и страстью, любовью и ненавистью, созиданием и разрушением, жизнью и смертью – находят свое отражение в его полотнах.
Per aspera ad astra
Когда-то люди рисунками на стенах пещер рассказывали о своем представлении окружающего мира, а сегодня некоторые художники находят свой стиль благодаря влиянию наскальной живописи далеких предков. Так, например, живописец-самоучка Франсис Ромарен (Francis Romarin) из французского города Бокер рисует завораживающие своим примитивизмом картины-сны: «Божественная музыка», «Древо жизни», «Небесные игры»… Один из многих, не снискавших известности у широкой публики, он не в состоянии прокормить себя живописью. Хорошо, если есть возможность заработать на иллюстрировании или оформлении, большинству же приходится искать работу, далекую от профессионального призвания. Как бы то ни было, Ромарен считает, что «искусство всегда было необходимо обществу со времен пещерного человека до XXI столетия, включая античный мир, эпоху Возрождения…». Твердо веря, что искусство будет необходимо и впредь, такие энтузиасты, как Ромарен и Иванов, продолжают писать.
По мнению Александра Иванова современное искусство находится в кризисе тотальной опустошенности. «Экспонируемое в арт-салонах или опускается ниже всякого уровня пошлости, или копошится в прокрустовом ложе избитых форм серых пейзажиков и подсолнечно-ромашковых натюрмортиков, или денежно-портретирует…» Молодым талантливым авторам крайне трудно пробить себе дорогу к публике, сохранив при этом свою индивидуальность. «И все же, несмотря ни на что, интеллектуальное искусство существует, и как росток, пробивающийся через серый асфальт, приветствует солнце истины и незабвенно верит в возрождение новой волны чистого искусства души».