Предполагается, что осовремененный костюм легче приближает нынешнего зрителя к главной идее – борьбе низменного и возвышенного в человеке. Фото из театрального проспекта
Конечно, сомнений быть не могло, услышать вагнеровского Тангейзера в самом центре баварской оперной стихии – в национальном оперном театре Мюнхена – во время традиционного летнего оперного фестиваля стоило по многим причинам. С одной стороны, именно в Мюнхене произошел всплеск творческой активности великого германского романтика, каким считается по праву Рихард Вагнер (его талант расцвел благодаря покровительству тогдашнего баварского короля Людвига II, прозванного в народе «сказочным принцем». В творчестве Вагнера он усматривал воплощение своих романтических грез.)С другой стороны, Тангейзер не ставился на российской сцене с XIX века. Как сообщила мне в фойе театра одна из питерских поклонниц Вагнера, специально прилетевшая на Тангейзера с берегов Невы, в России нет голосов, способных овладеть вокальной техникой этого вагнеровского произведения. Правда,московский музыкальный театр им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко решился в Год Вагнера поставить в конце сентября Тангейзера.
Но стоит заметить, что как раз на сцене мюнхенской оперы в этом сезоне поют и многие известные российские таланты. Среди них Дмитрий Хворостовский, Дмитрий Белосельский, одна из лучших меццо-сопрано мира Екатерина Губанова, бас из Барнаула Дмитрий Иващенко, народный артист СССР Анатолий Кочерга, баритон из Мариинки Алексей Марков, народный артист России, бас Владимир Моторин.
Разумеется, спартанская обстановка сцены, выполненная в лучших традициях современной режиссуры, мешала в известной мере восприятию этой чудесной сказки о выборе, с которым столкнулся странствующий рыцарь Тангейзер, или возвышенной любви или удовольствия, воплотившегося в плотском грехе. История Тангейзера – это реальная жизнь реального человека в раннем Средневековье, вошедшая в предание.
Но в те времена возвышенная любовь резко противопоставлялась плотскому греху. Похоти Тангейзер, согласно древнему преданию, предавался в течение семи лет на Венериной горе (кстати, реально существующей в немецкой Тюрингии) в обществе богини Венеры, мечтая при этом о возвышенной рыцарской любви к Элизабет, племяннице его приятеля ландграфа, которую он покинул ради любовных утех с Венерой. Мучимый раздвоением своих чувств, он в конце концов покидает Венеру и в дальнейшем оказывается участником поединка певцов, слагавших гимны дамам сердца. Тангейзер в отличие от других менестрелей, певших о чистой святой любви, не оскверненной греховным помыслом, в присутствии почитаемой им Элизабет воспел плотскую любовь. Она оказалась сильнее духовного начала. В финале оба героя гибнут. Элизабет от крушения своих идеалов. Тангейзер от того, что так и не смог освободиться от потребности в плотском грехе. Но самое главное, что в конце концов он получает прощение от Папы Римского, к которому отправляется отвергнутый после своего гимна Венере и Элизабет другими певцами. Судя по всему, Папа Римский, выступавший в данном случае в качестве представителя Бога и первоначально отказавшийся дать грешнику индульгенцию, понял, что против законов природы пойти невозможно.
Здание Мюнхенской оперы во время фестивалей расцвечивается цветами радуги. Фото автора |
Достаточно вспомнить известные произведения Льва Толстого, касающиеся конфликтов, связанных с любовью платонической и сексуальной в душе одного и того же человека (а это, кстати, у писателя только мужчины). Помещик Евгений Иртенев, главный герой повести «Дьявол», не в силах справиться с этим раздвоением и в первом варианте убивает себя, а во втором свою любовницу Степаниду. Как известно, в обоих случаях его сочли временно умалишенным. В обоих вариантах последние фразы, подводящие итог, почти идентичны. «И действительно, если Евгений Иртенев был душевнобольной, то все люди такие же душевнобольные, самые же душевнобольные – это, несомненно, те, которые в других людях видят признаки сумасшествия, которых в себе не видят». Все люди – одинаковы и всем свойственны качества, которыми был наделен Иртенев. Отец Сергий в одноименном произведении спасся от соблазна близости с женщиной, которая откровенно его провоцировала, отрубив себе палец. Физическая боль временно победила раздвоенность чувств монаха.
В дневниках Льва Толстого встречается выражение «чувство оленя». Для Толстого это определение похоти. Толстой усматривал в этом универсальную ситуацию, касающуюся всех мужчин. Он по праву полагал, что это судьба всех мужчин.
У Толстого в рассказе «Дьявол» есть следующие слова. «Вам сказано, – сказал Христос, поминая слова закона Моисея, – не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. V, 27–28). Некоторые склонны интерпретировать их как только то, что, по учению Христа, человек вообще должен стремиться к полному целомудрию. Но в этом случае любовь возвышенная, которая представляет собой любовь к Богу, приходит в полное противоречие с Природой. Ведь если допустить господство полного целомудрия, то род человеческий перестанет существовать.
Философы, рассуждая на эту тему, справедливо отмечают тот факт, что люди забывают одно весьма существенное обстоятельство. Указание совершенства, к которому должно стремиться, не означает того, что человек должен достигнуть полного совершенства. Человеку ни в чем не дано достигнуть полного совершенства. Назначение человека в приближении к совершенству... Называют одним и тем же словом любовь духовную – любовь к Богу и ближнему, и любовь плотскую мужчины к женщине или женщины к мужчине. Это большая ошибка. Нет ничего общего между этими двумя чувствами. Первое – духовная любовь к Богу и ближнему – есть голос Бога, второе – половая любовь между мужчиной и женщиной – голос животного.
Действительно, вопрос, который поставил Вагнер в Тангейзере, что нужно мужчине: похоть или любовь, по сути дела, остается без ответа. Сам Вагнер отвечал, что загадка неразрешима, потому что мужчине нужно и то, и другое. Так уж устроен мужчина от природы.
Кстати, в наши дни мораль все больше уступает место первичным, или, я бы сказал, первобытным инстинктам в отношениях полов. Социологи Левада-Центра выяснили, что россияне за последние годы стали чуть более свободными от давления общественной морали. Как сообщает Би-би-си, все большее количество жителей страны считают допустимым заниматься сексом без любви, а также выносить с работы имущество компании, которое может пригодиться дома в быту.
Опрос был проведен в 45 регионах страны: участников исследования спрашивали об их отношении к супружеской измене, лжи во спасение, сексу без любви, уклонению от уплаты налогов, переходу улицы в неположенном месте. Левада-Центр проводит такой опрос регулярно с 1992 года.
«Мы хотели посмотреть, как меняются представления о дозволенном и недозволенном, о нравственном и безнравственном», – пояснил bbcrussian.com заместитель директора Левада-Центра Алексей Гражданкин.
«Единственный тренд, который прослеживается на основе этих данных, – это некоторое раскрепощение сексуальной морали», – отметил социолог.
По его словам, разница более чем на 5% в этом опросе говорит о существенном изменении нравов.
Таким образом, серьезно изменилось отношение граждан к сексу без любви.
В 2013 году это считают приемлемым 40% опрошенных, а в 2009 году такого мнения придерживались лишь 32%. Нормальным считают секс до заключения брака 58% респондентов. В 2009 году так думали на 5% меньше человек. Примерно равное количество людей в разные годы выступало против супружеской измены – около 50%.