Эдинбургский замок – главная достопримечательность Старого города. Фото автора
Эдинбург, столица Шотландии, встретил нас, приехавших поездом из Лондона в июльский день, дождем, очень похожим на осенний – мелким, прерывистым. Оказывается, такова здесь летняя погода. И вообще, Шотландия – самая дождливая часть Великобритании. И Лондон по сравнению с Эдинбургом совсем солнечный город, по крайней мере с тех пор как в нем запретили топить камины каменным углем.Люди здесь привычны к дождливой погоде и почти всегда вооружены кто зонтиком, кто накидкой. Много дождей не значит, что климат в Шотландии суровый. Отнюдь. Зимы в Шотландии мягкие, зеленая трава – вокруг море, недалеко теплый Гольфстрим.
И люди в Шотландии отнюдь не суровые, скорее, наоборот, приветливые и общительные. По крайней мере эдинбуржцы держатся общительнее лондонцев. Это понятно, Эдинбург – город поменьше. Провинциальнее? Так не скажешь. Ведь Эдинбург не только главный город Шотландии, его по праву можно также назвать культурной столицей всей Великобритании. Это город традиционных фестивалей, некоторые из них славятся на весь мир. Наиболее известны Международный театральный фестиваль и театральный фестиваль уличного искусства «Фриндж». Они проходят в августе, самом фестивальном месяце. Кроме того, есть фестивали джазовой музыки, военных оркестров, книг и т.п. Иначе говоря, любое мероприятие в сфере культуры здесь называется фестивалем.
Нам довелось попасть в Эдинбург в промежуток между крупными фестивалями. В это время здесь меньше туристов-театралов и вообще меньше толп гостей на улицах и больше свободных номеров в отелях. Можно устроиться в центре города и заняться его осмотром.
Эдинбург делится на два города: старый и новый. Старый возник в Средние века вокруг скалы, на которой располагается главный шотландский замок. Это узкие улочки, причем с высокими, в 9-10 этажей домами, готической архитектуры церкви, масса сувенирных лавок. Новый город, возникший чуть более 200 лет назад, находится на равнине, ближе к морю. В нем много зелени, уютные прямые улицы, некоторые из них полны ресторанов.
Для туристов главный полюс притяжения – Эдинбургский замок. Скала, на которой он воздвигнут, – жерло давно потухшего вулкана. Возвышающиеся над крутыми склонами стены неприступны. На них пушки, подойдя к ним, обнаруживаешь прекрасный вид на город. Внутри старинная часовня и несколько зданий, служащих музеями. В одном из них регалии шотландских королей: корона и скипетр.
Эдинбургский замок никто не брал штурмом. Все битвы между Шотландией и Англией были на равнине, в конечном счете верх взяла более сильная Англия. В 1707 году создана уния Шотландии Англии, регалии королей Шотландии были сданы в замок на хранение. Через полтора века запечатанный сундук открыла комиссия, в состав которой входил известный писатель, патриот Шотландии Вальтер Скотт. Другой музей посвящен боевому пути Шотландского пехотного полка, наиболее прославленной британской воинской части. Кстати, Вальтер Скотт – не единственный шотландец, известный писатель. Местные гиды любят упоминать и другие громкие имена: поэта Роберта Бернса, писателя Конан Дойля, экономиста Адама Смита, изобретателя телефона Александра Белла. В общем, немало шотландцев вошло в общую британскую культуру и историю. С гордостью один из гидов указал на дом, где родился и некоторое время жил Шон Коннери, киноактер, первым сыгравший роль Джеймса Бонда. «Он большой патриот Шотландии, но предпочитает жить на Багамских островах», – с сожалением сказал гид. Теперь понятно, почему у шотландского патриота постоянно такой нешотландский загар.
«Фриндж» – самый красочный из эдинбургских фестивалей. Фото Reuters
|
Оказывается, королева Елизавета II, прибывшая в Шотландию, дала прием в саду для эдинбургской элиты. Были приглашены 8 тыс. человек – ветераны, бизнесмены, деятели культуры и политики. Прием прошел под дождем, благо все гости пришли с зонтами.
Королевская семья регулярно проводит часть отпуска в своем имении в Шотландии, кроме того, королева использует эту резиденцию для встреч с шотландской элитой. Повышенное внимание, которое корона уделяет шотландцам, – часть усилий Лондона, направленных на то, чтобы убедить их остаться в составе Великобритании. Дело в том, что в последние годы в Шотландии усиливаются позиции сторонников независимости. За независимость выступает Националистическая партия, находящаяся в большинстве в местном парламенте. Возглавляющий эту партию премьер-министр Алекс Сэлмонд добился от главы британского правительства Дэвида Кэмерона согласия на проведение 18 сентября 2014 года референдума о независимости Шотландии.
У каждой из сторон свои аргументы. Националисты утверждают, что они с большей пользой для Шотландии смогут распорядиться нефтью и газом, добываемыми на прилегающем морском шельфе. По их мнению, углеводороды и туризм принесут достаточно доходов. Они обещают также прекратить базирование английских атомных подводных лодок на базе вблизи Глазго. У британских властей свои аргументы. Во-первых, шотландцам не надо рассчитывать, что они автоматически останутся в Евросоюзе. Для участия в нем надо будет подать новую заявку. Что же касается членства в НАТО, то на него страна, объявившая себя безъядерной, вообще не может претендовать. Так что в случае провозглашения независимости Шотландия должна будет обеспечивать свою безопасность исключительно собственными силами.
Все эти аргументы рассчитаны, разумеется, на элиту Шотландии. А как относятся к референдуму и лозунгу независимости простые люди? Разговор на эту тему у меня состоялся на улице под моросящим дождем. Плотный британец, остановившийся вместе с нами посреди улицы, чтобы пропустить автомашину, услышал незнакомую ему речь и спросил, откуда мы. Узнав, что из России, заметил: «Хотя бы привезли нам солнце». Видимо, на Британских островах любой разговор начинается с обсуждения погоды. «Мы уже привезли солнце в Лондон», – шутливо ответил я собеседнику. (В британской столице действительно после дождливых дней в это время наступила хорошая погода.)
Как-то извернувшись, я спросил у собеседника, назвавшегося Брайаном, как он будет голосовать на референдуме. «Скорее всего за то, чтобы нам остаться в составе Британии. Какие могут быть перспективы у страны с населением 5 миллионов человек?» По его словам, надо просто расширить права автономии Шотландии в составе британского государства.
А что он думает о призывах Алекса Сэлмонда? На этот вопрос Брайан ответил, что «у политиков свои мотивы». И сразу же перешел на тему коррупции в государственных органах. По его словам, «во всех странах 90% людей хорошие, а 10% коррумпированные». Смысл всех этих рассуждений, видимо, сводится к тому, что политики думают о своекорыстных интересах, которые легче удовлетворить, обладая суверенной властью в стране. Я с ним не спорил.
Как известно, пока опросы жителей Шотландии показывают перевес сторонников сохранения ее в составе Великобритании. Но никто не знает, какова будет динамика изменения настроений населения. Тем более что прямой агитации сейчас не ведется.
На мой взгляд, если шотландцы все же решат выйти из состава Великобритании, это будет большая потеря для последней – настолько красива эта страна. Прекрасно выглядят ее луга, на которых пасется скот, чаще всего овцы. Красивы горы, часто совсем зеленые, иногда с выступающими скалами. Пейзаж Англии не так живописен. Во-первых, это равнина. Во-вторых, там давно почти нет крупного землевладения и вся сельская территория поделена на сравнительно мелкие участки. Поэтому у английского пейзажа нет того величия, которым обладает шотландский. Недаром королевская семья проводит так много времени именно в Шотландии.
Эдинбург–Москва