0
5052
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.08.2013 00:01:00

Платье по цене машины

Анастасия Смирнова

Об авторе: Анастасия Смирнова – реконструктор средневековой одежды.

Тэги: фестиваль, средние века, культура, одежда


фестиваль, средние века, культура, одежда На фестивалях средневековой культуры главное – создать аутентичный образ. Фото Reuters

Первой в истории модницей, наверное, можно считать женщину, которая могла сделать разумный выбор между шкурой леопарда и, скажем, шкурой тигра, чтобы выглядеть привлекательнее. Но само понятие женского платья и четкие разграничения между женской и мужской одеждой появились в Средние века. До того серьезных отличий в крое свободных рубах-туник, заменяющих и объединяющих в себе большинство вариантов одежды, не было.
Тот, кто формирует свое мнение о виде средневековых нарядов исключительно по фильмам и театральным постановкам, может быть удивлен, когда узнает, что на самом деле то или иное платье выглядело совсем не так, как показано в кино. К сожалению, далеко не всегда даже примерно отображается суть женского платья. И чем оно старше, тем меньше костюмеры стремятся к историческому соответствию, а следовательно, теряется натуральность женского образа в целом.
И тут лучше обращаться к книгам, написанным историками на основе археологических находок. Большинство из них вы не найдете на прилавках наших книжных магазинов. Они изданы на английском, французском, немецком или итальянском языках, без аналогов на русском. Хотя можно почерпнуть информацию у классиков: например, у Чосера из его Кентерберийских рассказов или у Вальтера Скотта, который дает прекрасное описание идеала женской красоты Средних веков на примере леди Ровены.
Конечно, одни лишь книги мой интерес не удовлетворили. Всегда же хочется шагнуть от теории к практике, чтобы не только понять, но и почувствовать особенности той моды в деталях и на себе лично.
На первый взгляд женские платья XIII, XIV и XV веков не отличаются друг от друга. Но это лишь на первый взгляд. Похожими могут быть приталенный силуэт и ткани, которые довольно существенно меняются на рубеже XV и XVI столетий. Особого разнообразия тканей в средневековой Европе не было. Простым смертным были доступны лишь лен и шесть неярких, блеклых цветов, которые получались путем окрашивания тканей натуральными красителями. Никакого хлопка и тем более смешанных тканей не было. Конечно, люди побогаче могли позволить себе шелк, парчу, серебро и золото. Чуть позже в Италии, активно торгующей со странами Востока, который славился огромным разнообразием тканей, появляются даже особые мастера, специализирующиеся на украшении одежды серебряными и золотыми нитями и драгоценными камнями.
Но я вас уверяю по личному опыту, если вы решитесь перейти к практике изготовления средневекового наряда, то по стоимости он будет сопоставим с ценой подержанной машины средней ценовой категории. Почему? Потому что натуральный шелк ручной работы стоит несколько тысяч рублей за метр, и в ширину он будет вовсе не полтора метра, как мы привыкли видеть в магазинах ткани, а около полуметра, что обусловлено шириной ткацкого станка. В среднем на одно платье из такой ткани, в зависимости от роста и комплекции, необходимо от 6 до 10 метров. Полный женский комплект состоит не из одного платья. Имеется в виду не гардероб вообще, а один комплект, включающий несколько компонентов одежды: нижняя рубаха (камиза), два платья (нижнее и верхнее, посаженные на подкладку) и головной убор. То есть вам понадобится минимум метров 30 домотканого шелка ручной работы, который в России купить крайне сложно.
Для кройки такого платья нельзя использовать готовые схемы из женских журналов. На сегодняшний день большинство реконструкторов берут за основу найденные на раскопках и восстановленные историками образцы одежды и аксессуаров, имеющие определенную датировку и характерные черты определенного региона. Одежда, обувь и аксессуары должны строго соответствовать выбранным временным рамкам и дополнять друг друга, иначе костюм будет с «историческим браком». Выбрав определенный период и регион, купив ткань и подобрав выкройки, нужно тут же позаботиться о том, у кого из мастеров приобрести аксессуары в виде литых пуговиц, пояса, булавок для головного убора. Почти все женщины того времени носили головные уборы. Без него могли себе позволить ходить либо дети, либо молоденькие девушки, украшением которых служили их длинные волосы, либо представительницы первой древнейшей профессии. Обувь изготавливали только вручную, по индивидуальным меркам и из натуральной кожи, также мастерами.
Техника ручного шитья с течением веков мало изменилась. 	Фото  Тины Рыбаковой
Техника ручного шитья с течением веков мало изменилась.     Фото  Тины Рыбаковой
Далее следует не менее увлекательный и довольно трудоемкий процесс шитья. Как правило, есть два пути. Первый и нам хорошо знакомый – швейная машинка. Второй для более продвинутых и усидчивых – ручное шитье. В идеале абсолютно все швы должны быть ручными, так как швейные машинки появились только в XIX веке. Но в некоторых случаях вполне допустимо, если внутренние швы, которые не видны глазу, будут сделаны на машинке. Внешние же должны быть только ручной работы.
Возможно, вы удивитесь, но техника ручного шитья мало изменилась с тех пор. Большинство ручных швов, которые использовались в Средние века, применяются до сих пор и хорошо известны тем, кто увлекается рукоделием. И даже глядя на некоторые выкройки, вы найдете определенное сходство с современными образцами, особенно при крое силуэтного платья из так называемых клиньев. А чуть позже, в XV веке, уже появляется и отрезная талия. То есть отдельно кроится лиф, отдельно юбка и потом все соединяется в области талии или чуть выше, что зависит скорее от более точной датировки самого платья и региона.
Как ни странно, одежду практически не украшали вышивкой, а лишь дополняли аксессуарами в виде литых пуговиц, ремней, также украшенных литыми пряжками хвостиками и нашивками. В ходу были броши, бейджи, вышитые шелковыми амоньерами, четки и кожаные кошели, прикрепляющиеся к ремню. Из доступных женских украшений были лишь кольца и булавки для головных уборов. Бусы, колье, цепочки, медальоны появятся в женской шкатулке только на стыке Средних веков и эпохи Возрождения. Волосы преимущественно заплетали в косы, которые укладывали в прическу под сеточки и головные уборы разной сложности. Но уже тогда женщины умели обманывать окружающих шиньонами, которые, опять же в виде дополнительных кос, подкалывались к общей массе волос.
На самом деле это увлекательный процесс, в ходе которого вы приобретаете не только навыки шитья, но и узнаете историю с совершенно иной стороны. Вы погружаетесь в мир средневековой женщины уже на этапе чтения книг и просмотра визуальных источников, подборки ткани и выкроек, выбора аксессуаров и шитья. Тематические фестивали, посвященные средневековой культуре, выступают как конечная цель этого довольно интересного и непростого пути, где вы можете блеснуть своими умениями и знаниями. А они очень ценятся среди людей, занимающихся реконструкцией. Здесь встречают по одежке в прямом смысле слова, но смотрят не на бренд или лейбл, а на то, насколько аутентичный вам удалось создать образ. То есть за каждым платьем тянется довольно длинный шлейф знаний, проб и ошибок.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2078
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1331
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
992
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1301

Другие новости