Каждому хочется прикоснуться к чему-то святому. Фото Reuters
В Турции все есть. Даже внушительный набор христианских святынь. Некоторые из них дублируют и оспаривают подлинность реликвий, которыми располагают другие страны. На днях в провинции Синоп нашли фрагмент креста, на котором был распят Иисус. Другой пример. Итальянцы думают, что мощи святого Николая Мирликийского находятся в городе Бари. В Московском Патриархате тоже так считают. Ан нет! Любой турецкий гид вам расскажет, что местные археологи копали-копали и обнаружили самые что ни на есть подлинные мощи святого в турецком городе Дёмре.Более того, турки утверждают, что сама Богоматерь покоится в земле Анатолии, а не усопла в Иерусалиме. Путешественники, осматривающие руины античного Эфеса на Эгейском побережье Турции, «в нагрузку» посещают так называемый дом Девы Марии. В стандартную программу экскурсий не входит, например, знакомство с руинами храма в Эфесе, где проходил Третий Вселенский Собор, принявший догмат о почитании Богоматери, зато чудесным образом «обретенный» домик – отдельный пункт любого тура. Сейчас наблюдается еще и пик паломничества, потому что 15 августа католики отмечают Успение Богоматери.
Местные гиды уверяют, что именно здесь провела свои последние годы Богородица. Вообще-то в Иерусалиме есть два храма Успения Богоматери, претендующих на то, что они построены на месте упокоения матери Иисуса. Один – пещерная церковь на Масличной горе, где служат священники православного Иерусалимского Патриархата. Другой, на горе Сион, известный как Дормицион, построили в 1910 году католические монахи-бенедиктинцы. Два храма – две версии, православная и католическая, того места, где находилось последнее прибежище Богоматери.
Оказывается, есть еще и турецкая версия. Очевидным образом апокрифическая. Хотя возникла она на основе сравнительно давней традиции, имеющей частичное признание Католической Церкви. Поэтому в «эфесском домике Девы Марии» явно присутствие западного христианства. На территории паломнического комплекса находится площадка для богослужений, где есть алтарь. На въезде гостей встречает бронзовая статуя Девы Марии. Сам домик превращен в часовню. Здесь тоже находятся алтарь и католическое богослужебное убранство, а стены украшают фотографии Римских Пап. В этом месте с паломническими целями побывали в разные годы Павел VI, Иоанн Павел II и Бенедикт XVI.
Тем удивительнее слышать здесь русскую речь. Туристические группы наших соотечественников привозят одну за другой, не принимая во внимание различия в христианских традициях Востока и Запада. Русские гости отстаивают очередь вместе с итальянцами, испанцами и азиатами-католиками, с благоговением осматриваются в часовенке, не смущаясь католическим антуражем, приобретают нехарактерные для православной традиции стеариновые свечи и набирают в заранее подготовленные пластиковые бутылки «святой воды» из источника. Причем по соседству с «христианской» скважиной – ключ, который используют для омовения местные мусульмане. Правоверные тоже посещают домик Марьям (Девы Марии), ведь мать пророка Исы-Иисуса упомянута в Коране. Помимо католической символики стены часовни украшают соответствующие суры Корана. Святыню содержит специальное общество, объединяющее христиан и мусульман.
Даже откровенную сказку можно сделать былью. Главное – в нее поверить. Фото Reuters |
– Иконы освященные! – уверяет продавец.
– А кто освящал? – спрашиваю придирчиво. Ни разу не видел упоминания на официальных ресурсах Московского Патриархата о паломничестве в турецкий домик Богоматери.
– Поп, – нагло смотрит мне в глаза потомок янычар.
Обращаюсь к соотечественницам:
– А вы знаете, что это место не признано Русской Православной Церковью? Его почитают только католики, да и то не вполне официально?
Они смотрят на меня с недоумением. Одна из женщин говорит:
– Но ведь Богородица одна для всех!
Вот он, страшный сон миссионера РПЦ! Стихийный экуменизм, идущий от недостатка внимания к духовной традиции людей, называющих себя православными, и их наивной тяги ко всему благочестивому, особенно в красивой иностранной обертке…
Собственно, само возникновение «эфесского апокрифа» стало возможным благодаря проявлениям народного мистицизма. Произошло это в Германии, в первой половине XIX века. Экзальтированная немецкая монахиня, происходившая из полуграмотных крестьян, переживала видения, связанные с Христом и Девой Марией. Она истекала кровью от появляющихся время от времени стигматов и рассказывала свои откровения почитателям. Знаковой стала встреча с писателем-романтиком Клеменсом Брентано, который жил возле блаженной несколько лет, записал ее видения о жизни Девы Марии и издал их отдельной книжкой. Это было типичное явление для Германии, униженной наполеоновскими войнами. Немецкая интеллигенция увлекалась национализмом и мистицизмом. Источник мистических переживаний немецкие романтики начала XIX века искали в фольклоре и католицизме.
Издав книгу, Брентано к пророчице и своему произведению с годами охладел. Однако книга зажила своей жизнью. В конце XIX века члены католической миссии в османском Измире, вдохновленные страницами брентановского жития Девы Марии, где рассказывалось о последнем пристанище Богоматери в Эфесе, отправились на поиски. Обнаружив некое строение, расположение которого напоминало описание немецкой монахини, они объявили его святыней и организовали сюда паломничество.
Эта история дает повод к размышлениям о том, как живут и развиваются религиозные представления. Без постоянного подновления и оживления мистических переживаний старые вероучения увядают. Да, это камень в огород противников всевозможных сект и харизматичных ересей. Чем откровения немецкой монахини не новое религиозное движение? Многие священники в свое время подвергали его уничтожающей критике. Но Католической Церкви пришлось проглотить и переварить мистическое откровение полуграмотной женщины, приспособиться и аккуратно его эксплуатировать.
Конечно, для турбизнеса все это только на руку. Он легко и непринужденно «превращает» домик рядом с Эфесом в место Успения Богоматери, о чем гиды уверенно и без оговорок сообщают не очень искушенным в библейской истории туристам. Простая душа все примет.
Сельчук (Эфес)–Москва