Взлеты и посадки – философия жизни. Фото автора
За последние 100–150 лет скорость передвижения человека из одной точки Земли в другую постоянно растет. Первый пассажирский железнодорожный экспресс в России Санкт-Петербург–Москва был запущен в 1851 году и находился в пути 21 час 45 минут. А первый авиарейс с пассажирами на борту через Ла-Манш в 1911 году длился 3 часа 45 минут. Сейчас за это время можно по железной дороге доехать из Северной столицы в Москву, а полет через Ла-Манш из Лондона в Париж займет 1 час 10 минут. Ну, а за 21 час можно долететь до Австралии. В XXI веке у путешественника появилась масса вариантов, как добраться из точки А в точку В, в зависимости от количества денег на поездку и наличия времени.Сложно сказать, почему мне всегда нравилось перемещаться на большие расстояния, хотя никогда не доставляло удовольствия ездить в поездах дальнего следования. Скученность купе, недостаток пространства действуют как-то угнетающе. Другое дело – самолет или скоростной поезд. Первый мой полет на самолете был на экстремально длинное расстояние и оставил массу впечатлений. Я 18 часов летел по маршруту Москва–Будапешт–Луанда (Ангола)–Мапуто (Мозамбик) на самолете «Аэрофлота» Ил-62М, а в салоне 1-го класса видел Валентину Терешкову (она направлялась в Будапешт).
Обратно из Африки лететь пришлось на другом самолете – Ту-154. Если «Ил» – дальнемагистральный лайнер, то «Туполев» – средней дальности. Соответственно и посадок на маршруте вышло больше: Мапуто–Лусака (Замбия)–Могадишо (Сомали)–Аддис-Абеба (Эфиопия)–Аден (Йемен)–Каир (Египет)–Одесса–Москва. При этом пассажиров из самолета выпускали только в Адене. Это был, пожалуй, самый негативный опыт перелета: тесно, тяжело, душно, смена климатических зон и семь посадок привели меня в состояние овоща.
Очень хорошо помню полет по маршруту Грозный–Москва. Ничем особым он не отличался, но позже, когда во время Чеченской кампании от аэропорта Грозного остались развалины, этот полет попал в мой личный исторический список. В постперестроечные времена приходилось летать на «странных» самолетах не менее «странных» авиакомпаний. Порой попадались такие борта, что потом жутковато было вспоминать. Но все это не отбило охоту к полетам и путешествиям, скорее даже ее обострило.
Советский Союз приказал долго жить, границы открылись, а с ними открылась возможность путешествовать по миру и по Европе в частности. В распоряжении пассажира около сотни авиакомпаний и с десяток крупных железнодорожных перевозчиков. Интернет дал возможность не только спланировать свой маршрут, но и купить все необходимые билеты, не вставая с кресла. Европа не такая уж и большая, и многие россияне предпочитают, долетев до места, далее путешествовать на прокатном автомобиле. Но есть и другой способ. Нельзя сказать, что он более дешевый, но мне кажется, что он более интересный.
Поездка по Европе с пересадками превращается в настоящий квест на время: достаточно чуть опоздать в одной точке, как «валится» весь маршрут. Ну и потом, для меня важно путешествовать самолетом или поездом. Мазохизм? Может быть. Но далеко не у всех есть возможность брать машину в прокат, а я себе могу представить поездку на машине из Марселя до Будапешта: долго и муторно.
По Европе пассажиров возит масса больших и маленьких авиакомпаний. Не факт, что маленькая компания – это плохо. Внимательнее надо быть с так называемыми лоу-костерами. Покупка билета на их сайтах, как правило, осложнена до предела, чтобы впарить невнимательному путешественнику какие-то дополнительные опции. В итоге может получиться, что, выбрав билет за 30 евро, вы получите перелет за 100.
Что касается железных дорог, то тут все немного сложнее. В Европе существует несколько типов перевозок. На часть рейсов билеты через Интернет доступны, а на часть – нет. Это касается прежде всего коротких рейсов и пригородных. Но расписание и стоимость вы всегда можете узнать из дома. Очень внимательными надо быть с билетами на поезда Австрийских железных дорог. Там система покупки через Интернет весьма запутанна, и пользоваться этим сервисом неудобно, потому что недостаточно заплатить за билет на сайте. Вам придется не только забрать его потом в кассе, но и для получения совершить еще ряд манипуляций со своей сетевой покупкой. Все это делает сервис в Сети не имеющим смысла: приходите в кассу и берите билет на месте.
Далеко не полный набор проездных
документов на десятидневное турне по Европе. |
Я не буду описывать все путешествие целиком, расскажу лишь об одном сегменте моего турне по маршруту Экс-ан-Прованс–Будапешт. Были куплены все билеты: Экс–Ницца на поезд TGV, Ницца–Вена – самолет, Вена–Будапешт – на поезд RailJet. Казалось бы, из Экса лучше вылетать через аэропорт Марселя, но там не было подходящих по цене рейсов в Австрию. Парадокс, но из этого крупного французского города вообще летать сложно: слишком мало направлений и слишком дорого. Поэтому Марсель был заменен Ниццей.
С наилучшими мыслями и в предвкушении отличного пересадочного квеста я сел в поезд на станции Экс-ан-Прованс TGV. Стыковка поезд–самолет составляла два часа. По моему разумению, этого времени должно было хватить, чтобы добраться от вокзала до аэропорта. Но поезд «слегка» – на 30 минут – опоздал…
Терминалов в Ницце два. Как назло, автобус привез меня не в тот терминал. Пришлось быстро перебазироваться. На все это ушла масса драгоценного времени. В итоге, совершив спринт метров на 500 по аэровокзалу, я успел к стойке регистрации в последнюю минуту. Сев в самолет, я подумал, что это было круто, но в другой раз надо на пересадку с поезда оставлять больше времени. И, как потом выяснилось, с пересадкой, наоборот, надо тоже оставлять себе резерв.
Самолет в Вену не опоздал, но там у меня было всего полтора часа до поезда в Будапешт. Экспресс из аэропорта в город съел у меня почти час времени (ожидание плюс дорога), к тому же я по пути выяснил, что Австрийские железные дороги преподнесли мне сюрприз с билетом. Прежде чем забрать его в автомате, нужно было получить через сеть код авторизации, который заранее не выдается. Опуская жуткие подробности получения билета, скажу, что на платформе я оказался за 30 секунд до отправления поезда. Но мне повезло. Поезд был проходящий из Германии и опаздывал на пять минут.
Может, это ненормально, но мне такие путешествия нравятся. Нет, не скачки и пробежки, а возможность покататься на поезде и на самолете по Европе. Жизнь, она ведь в движении, которое мне доставляет удовольствие и дает возможность освободить голову от массы накопившегося шлака. Его просто выдувает оттуда со скоростью, которую способны развить самолет и поезд.