0
2826
Газета Стиль жизни Интернет-версия

31.07.2013 00:01:00

В погоне за гонками

Роман Смирнов
Шеф-редактор НГ-Online

Об авторе: Роман Владимирович Смирнов – шеф-редактор НГ-online.

Тэги: автогонки


автогонки Без заветного бейджа журналист на автодроме – простой зритель.

Все журналисты, пишущие об автоспорте, имеют одну особенность: они просто обожают работать в выходные. Если это неправда, то как тогда объяснить, что люди, нагрузившись фото-, видео- и прочей электроникой так, что тащить невозможно, сломя голову едут в места, порой очень отдаленные от цивилизации? 
 
Хотя на самом деле «выходные» – неправильный термин. Правильный – «гоночный уик-энд». И когда попадаешь на автодром, то моментально забываешь, какой на дворе день недели. Значение имеет лишь то, когда проводятся свободные заезды, когда – квалификационные, а когда – гонка. Правда, за гоночным уик-эндом почему-то всегда наступает понедельник, и у многих он – рабочий. А в нашей бедной автоспортом (да и не только) стране далеко не все журналисты могут заработать на достойную жизнь освещением гонок. 
 
На самом деле, я выходные не люблю. Они длятся почти всю зиму, начинаясь после финальной гонки «Формулы-1» в ноябре и заканчиваясь ее же первым этапом в марте. Как только на автодроме в Австралии (именно там частенько открывается сезон кольцевых автогонок) зажигаются зеленые огни, выпуская болиды F1 на первые свободные заезды, выходные заканчиваются и начинаются «уик-энды». Правда, в феврале, когда уже известны расписания большинства популярных гоночных чемпионатов, особый кайф – составлять график своей активности на сезон. Сидишь и чиркаешь в календаре субботы и воскресенья, решая, что смотреть, о чем писать, что снимать и куда ехать. 
 
Очень немногие российские репортеры выезжают на гонки за рубеж. Удовольствие это не из дешевых, а популярность автоспорта в нашей стране весьма низкая. Из чего следует, что востребованность репортажей прямо с трассы настолько неочевидна, что расходы на большинство командировок просто неразумны. Можно вполне успешно получать информацию с помощью прямых эфиров по телевидению или через Сеть. Но за сезон ни один настоящий автоспортивный журналист не высидит за телевизором. В прошлом году нам всем привалило гигантское счастье в виде открытия трассы Moscow Raceway – автодрома, где (внимание!) есть нормальный пресс-центр. Тем не менее иногда, хотя бы один-два раза в год, для повышения профессиональной квалификации стоит, по возможности, выезжать за рубеж, чтобы посмотреть «как там», пообщаться с зарубежными коллегами и впитать особый европейский гоночный дух.
Почему европейский? Потому что родина Гран-при и большинства популярных гоночных чемпионатов – Европа. Это уже потом они расползлись по всему миру. Старые автодромы, такие как Монца, Нюрбургринг, Сильверстоун, пропитаны автоспортом, они «фонят» гоночным духом, который проникает в прямо в душу, застревает в костях и оседает в мозгу. 
 
Любой гоночный уик-энд начинается стандартно – со сбора рюкзака, куда помещаются фотоаппарат, пара-тройка объективов (один из которых – тяжеленный длиннофокусный «пулемет»), нетбук, кабели, зарядники, очки, пара бейсболок и теплая «шкурка». Утром в пятницу или в субботу (в зависимости от расписания заездов), вставив спички в глаза и включив автопилот, выдвигаешься на автодром. 
 
Лично для меня автодром и принимающая пресс-служба получают первый плюс к рейтингу, если в пресс-центре (или в месте, его заменяющем) есть кофе. Кофе – это горючее, на котором можно прожить до конца дня. Хорошо, если есть еще молоко. Так вот, после получения заветного бейджа аккредитованного журналиста, первая задача – выпить кофе. Потом уже можно получить жилетку оператора, и только потом… «О, ребята!!! И вы тоже тут, какой сюрприз!» На самом деле, сюрприза никакого нет, потому что многие журналисты автоспортивного пула заранее знают, кто едет на данное соревнование, а кто нет. Но все равно исключительно приятно вновь встретиться не в Сети и поболтать на любимую гоночную тему.
На одной точке может стоять множество репортеров, но снимки все равно будут разными. 	Фото автора
На одной точке может стоять множество
репортеров, но снимки все равно будут
разными. Фото автора
Однако часто беседа начинается с погоды. Необходимо сделать глубокомысленный вид и предположить, что дождь весьма вероятен, даже если над трассой жарит солнце, на небе нет ни облачка, а жара уже утром создает проблемы. Но, как это ни смешно, дождь может пойти к вечеру, несмотря ни на что. Дождевые гонки в России – явление очень частое. 
 
После того как за (второй уже) чашечкой кофе прогноз погоды утвержден, следует составить план действий. Для этого надо взять листочек с расписанием, прочитать его, забыть и сунуть в карман. Настоящая работа начинается, как только первые автомобили выезжают на трассу. С этого момента не ты руководишь своей работой, а гонки руководят ей, потому что совершенно неизвестно, как и чем закончится заезд и что надо будет потом делать. 
 
Большая часть дня проходит в беготне вдоль трассы и паддоку с фотоаппаратом наперевес и диктофоном на шее. Надо успеть побывать: на грид-процедуре, когда автомобили строятся на стартовой прямой, у кромки трассы (за гард-рейлом, естественно), в боксах команд и на процедуре награждения. Если заезд длинный, то можно вполне все успеть, а если короткий, то приходится расставлять приоритеты на ходу. 
 
Небольшие паузы возникают между заездами и когда вывешивают желтые («обгоны запрещены») или красные («гонка остановлена») флаги. В этот момент находящиеся на трассе фотографы начинают от безделья «креативить», снимая капельки росы, лужи, травку, цветочки и птичек. Обеденный перерыв (это когда гонщики, судьи и вообще все обедают) обычно уходит на то, чтобы выдохнуть, «слить» часть фоток на нетбук и просто посидеть. Если не сидится, то можно пробежаться по боксам и взять комментарии, а можно просто поговорить с пилотами, которые хотят поделиться впечатлениями о заезде. На самом деле, простой разговор не менее важен для понимания момента. А если происходит что-то экстраординарное, то надо успеть еще и новость сочинить и на сайт повесить. Время обратного пути с автодрома тоже впустую не тратится: можно разобрать часть фотографий и набросать черновик репортажа. 
 
Гонка на гонку не приходится. Иногда радуешься тому, что увидел, отснял и описал, а иногда не хочется даже за материал садиться. Зависит это от множества факторов и системному анализу не поддается: репортаж о гонках так же непредсказуем, как и сами гонки.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1980
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1257
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
930
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1228

Другие новости