Без заветного бейджа журналист на автодроме – простой зритель.
Все журналисты, пишущие об автоспорте, имеют одну особенность: они просто обожают работать в выходные. Если это неправда, то как тогда объяснить, что люди, нагрузившись фото-, видео- и прочей электроникой так, что тащить невозможно, сломя голову едут в места, порой очень отдаленные от цивилизации?Хотя на самом деле «выходные» – неправильный термин. Правильный – «гоночный уик-энд». И когда попадаешь на автодром, то моментально забываешь, какой на дворе день недели. Значение имеет лишь то, когда проводятся свободные заезды, когда – квалификационные, а когда – гонка. Правда, за гоночным уик-эндом почему-то всегда наступает понедельник, и у многих он – рабочий. А в нашей бедной автоспортом (да и не только) стране далеко не все журналисты могут заработать на достойную жизнь освещением гонок.
На самом деле, я выходные не люблю. Они длятся почти всю зиму, начинаясь после финальной гонки «Формулы-1» в ноябре и заканчиваясь ее же первым этапом в марте. Как только на автодроме в Австралии (именно там частенько открывается сезон кольцевых автогонок) зажигаются зеленые огни, выпуская болиды F1 на первые свободные заезды, выходные заканчиваются и начинаются «уик-энды». Правда, в феврале, когда уже известны расписания большинства популярных гоночных чемпионатов, особый кайф – составлять график своей активности на сезон. Сидишь и чиркаешь в календаре субботы и воскресенья, решая, что смотреть, о чем писать, что снимать и куда ехать.
Очень немногие российские репортеры выезжают на гонки за рубеж. Удовольствие это не из дешевых, а популярность автоспорта в нашей стране весьма низкая. Из чего следует, что востребованность репортажей прямо с трассы настолько неочевидна, что расходы на большинство командировок просто неразумны. Можно вполне успешно получать информацию с помощью прямых эфиров по телевидению или через Сеть. Но за сезон ни один настоящий автоспортивный журналист не высидит за телевизором. В прошлом году нам всем привалило гигантское счастье в виде открытия трассы Moscow Raceway – автодрома, где (внимание!) есть нормальный пресс-центр. Тем не менее иногда, хотя бы один-два раза в год, для повышения профессиональной квалификации стоит, по возможности, выезжать за рубеж, чтобы посмотреть «как там», пообщаться с зарубежными коллегами и впитать особый европейский гоночный дух.
Почему европейский? Потому что родина Гран-при и большинства популярных гоночных чемпионатов – Европа. Это уже потом они расползлись по всему миру. Старые автодромы, такие как Монца, Нюрбургринг, Сильверстоун, пропитаны автоспортом, они «фонят» гоночным духом, который проникает в прямо в душу, застревает в костях и оседает в мозгу.
Любой гоночный уик-энд начинается стандартно – со сбора рюкзака, куда помещаются фотоаппарат, пара-тройка объективов (один из которых – тяжеленный длиннофокусный «пулемет»), нетбук, кабели, зарядники, очки, пара бейсболок и теплая «шкурка». Утром в пятницу или в субботу (в зависимости от расписания заездов), вставив спички в глаза и включив автопилот, выдвигаешься на автодром.
Лично для меня автодром и принимающая пресс-служба получают первый плюс к рейтингу, если в пресс-центре (или в месте, его заменяющем) есть кофе. Кофе – это горючее, на котором можно прожить до конца дня. Хорошо, если есть еще молоко. Так вот, после получения заветного бейджа аккредитованного журналиста, первая задача – выпить кофе. Потом уже можно получить жилетку оператора, и только потом… «О, ребята!!! И вы тоже тут, какой сюрприз!» На самом деле, сюрприза никакого нет, потому что многие журналисты автоспортивного пула заранее знают, кто едет на данное соревнование, а кто нет. Но все равно исключительно приятно вновь встретиться не в Сети и поболтать на любимую гоночную тему.
На одной точке может стоять множество
репортеров, но снимки все равно будут разными. Фото автора |
После того как за (второй уже) чашечкой кофе прогноз погоды утвержден, следует составить план действий. Для этого надо взять листочек с расписанием, прочитать его, забыть и сунуть в карман. Настоящая работа начинается, как только первые автомобили выезжают на трассу. С этого момента не ты руководишь своей работой, а гонки руководят ей, потому что совершенно неизвестно, как и чем закончится заезд и что надо будет потом делать.
Большая часть дня проходит в беготне вдоль трассы и паддоку с фотоаппаратом наперевес и диктофоном на шее. Надо успеть побывать: на грид-процедуре, когда автомобили строятся на стартовой прямой, у кромки трассы (за гард-рейлом, естественно), в боксах команд и на процедуре награждения. Если заезд длинный, то можно вполне все успеть, а если короткий, то приходится расставлять приоритеты на ходу.
Небольшие паузы возникают между заездами и когда вывешивают желтые («обгоны запрещены») или красные («гонка остановлена») флаги. В этот момент находящиеся на трассе фотографы начинают от безделья «креативить», снимая капельки росы, лужи, травку, цветочки и птичек. Обеденный перерыв (это когда гонщики, судьи и вообще все обедают) обычно уходит на то, чтобы выдохнуть, «слить» часть фоток на нетбук и просто посидеть. Если не сидится, то можно пробежаться по боксам и взять комментарии, а можно просто поговорить с пилотами, которые хотят поделиться впечатлениями о заезде. На самом деле, простой разговор не менее важен для понимания момента. А если происходит что-то экстраординарное, то надо успеть еще и новость сочинить и на сайт повесить. Время обратного пути с автодрома тоже впустую не тратится: можно разобрать часть фотографий и набросать черновик репортажа.
Гонка на гонку не приходится. Иногда радуешься тому, что увидел, отснял и описал, а иногда не хочется даже за материал садиться. Зависит это от множества факторов и системному анализу не поддается: репортаж о гонках так же непредсказуем, как и сами гонки.