Повсюду символы и иконки. Хочется кликнуть щелчком мыши.
Анна сошлась с Вронским совсем новым, неприемлемым для страны способом.Маша имела сношения с Дубровским через дупло.
Из школьных сочинений
Одна моя знакомая, школьная учительница английского, разместила в сети «ВКонтакте» фото своей обнаженной накачанной спины и рук. Она говорит мне полушутя, что это действительно помогает ей поддерживать дисциплину в классе. Хулиганы-мальчики знают, что в случае чего силы для «расправы» у нее найдутся. Девочки, судя по их комментариям к снимку, видят достойный образец того, как ухаживать за телом.
Вам не нравится? Вы считаете, что это уже слишком? Но в этом примере – дух современного мира. Социальные сети всего лишь отражают процессы, идущие в обществе XXI века.
Говорят, что соцсети провоцируют людей зацикливаться на количестве лайков, которое получила та или иная их запись или фотография, постоянно их смотреть, расстраиваться, если их мало. Можно, конечно, привычно обвинить в этом соцсеть. Но я бы сказал, что люди и без всякой соцсети уже невротичны, что замороченность лайками – лишь одно из проявлений их внутренних психологических проблем, прежде всего – неуверенности в себе. Соцсеть всего лишь вынесла эти проблемы наружу.
Известно, что самые частые поисковые запросы в Интернете, к примеру, в Пакистане, – это «секс», «порно» и т.п. О чем это говорит? О том, что «Интернет разлагает общество, особенно молодежь», как даже в России считает треть самой же молодежи, опрошенной в Сети? Или все-таки о том, что, не имея возможности жить полноценной любовной жизнью в реальности, пакистанская молодежь пытается найти ей замену в Интернете?
Некоторые люди, по свежим данным немецких психологов, испытывают острую зависть, ощущение собственной никчемности, ничтожности, одиночества, когда видят в соцсети фото чужого счастья: романтических свиданий, путешествий, чужих красивых девушек и т.п. Можно опять же свалить все на соцсеть. Но ведь и просто идя по улице, такой человек может точно так же завидовать чужой радости, огорчаться при виде каждой счастливой пары, при виде каждой соблазнительной девушки. Выход тут – не отключиться от соцсети навсегда, предав ее анафеме, а, поработав над собой, самому стать счастливым. Тогда зависть пропадет – и в реале, и в Интернете.
Соцсети и Интернет часто обвиняют в том, что они делают людей более замкнутыми в реальной жизни. Мол, «на свадьбе был бесплатный вай-фай, поэтому тостов не было». Но открытый, общительный человек в любом случае не будет все время утыкаться в свой телефон с Интернетом и вести переписку, если люди, которые его окружают в реале, ему интересны. Раз уткнулся, стало быть, или человек уже сам по себе закрытый, или окружающие его не очень занимают. Наличие телефона с Интернетом лишь делает это более очевидным.
Поборники культуры и старых добрых времен обожают говорить, что «соцсети отучают людей читать, особенно молодежь». Имеется в виду чтение книг, серьезной периодики и вообще каких бы то ни было глубоких, содержательных текстов. Что все письмо и чтение, мол, сводится к каким-то дурацким комментариям к дурацким статусам, личной переписке ни о чем и прочей бессмыслице.
– Что читаешь?
– «Фейсбук». «ВКонтакте». «Твиттер».
– М-м-м, какой изысканный вкус!..
Но ведь это опять же у кого как! У кого-то и в статусах могут быть цитаты из Ремарка или Фаины Раневской, какие-то остроты или афоризмы. И читать кто-то может в соцсетях разные литературные сообщества, в том числе и хорошие. Поражает, кстати, большое количество как этих сообществ, так и их подписчиков. Можно говорить о явном росте интереса к литературе у молодежи, особенно у девушек. Старые толстые литературные журналы дышат на ладан из-за финансового худосочия, а литературные сообщества в соцсетях растут, ширятся и процветают.
Интеллигент старой закалки может возразить:
– Ну конечно, в журналах-то настоящая литература, отобранная профессиональными редакторами, ее мало кто может оценить. А «ВКонтакте» – сплошная графомания, вот пипл и хавает!..
Это не совсем так. И в журналах хватает скучных текстов с устаревшей эстетикой, и в соцсетях есть настоящие находки.
Поди гадай: тень человека рядом с тобою или все-таки живой человек. Фото Reuters |
Говорят также о хамстве, на которое людей провоцирует анонимность, безответственность, безнаказанность виртуального пространства. Но ведь интернет-форумы – это всего лишь то, как люди вели бы себя в жизни, если бы не боялись получить в морду. Грубит в Сети тот, в ком уже есть внутренняя агрессия. Вежливый, воспитанный человек в принципе не испытывает потребности кого-либо оскорблять – ни в Интернете, ни в жизни. Стало быть, виноват не Интернет, а недостаток культуры общения. Интернет всего лишь его высвечивает.
Так иные женщины говорят о мужьях:
– Он у меня вообще-то нормальный, только когда выпьет – буянить начинает.
То же самое: гармоничный, спокойный, счастливый человек ни в трезвом, ни в пьяном виде на ровном месте морду бить никому не полезет. Алкоголь, как и Интернет, лишь снимает блоки, пробуждая то, что дремлет на дне души, в подсознании.
Наконец, хит сезона и гвоздь программы:
– Сетевые сообщества для наркоманов и самоубийц дурно влияют на нашу молодежь!
Кто не слышал этого отчаянного крика души? При этом почему-то забывается, что и наркомания, и самоубийства были задолго до появления Интернета. Тогда у наркоманов были всякие притоны и закоулки. А самоубийство вполне успешно можно совершить и в одиночку. Более того, членство в таком сообществе, на мой взгляд, скорее снижает шанс на уход из жизни, поскольку человек находит там какое-никакое общение и понимание. Он заменяет самоубийство обсуждением самоубийства – случай моей бывшей ученицы по английскому. В любом случае сделайте жизнь интереснее, будьте внимательнее к своим детям, старайтесь их понять – тогда и сообщества эти их не заинтересуют.
Одно из главных последствий появления социальных сетей – это предельное сужение сферы частной жизни. Люди добровольно делают личное общим. Забавно и любопытно, когда школьники видят в соцсети фото, где их учительница, к примеру, отжигает на даче в купальнике, как простая девчонка, которая не прочь перед всеми покрасоваться. А ведь это их педагог, воспитатель, ментор!..
К чему это должно привести? На первый взгляд кажется, что к жутким конфузам и неловкостям. Но так скажем мы, выросшие, когда все это было совершенно немыслимо. Нынешние же школьники просто и не знают никаких других правил игры. Они сразу принимают мир таким, какой он есть сейчас, потому и не особенно удивляются. В целом же это рано или поздно должно привести нас к повышению терпимости, осознанию того, что жизнь есть жизнь и что все мы люди. А значит, к демократизации человеческих отношений.
Известная израильская писательница Дина Рубина как-то призналась, что долго не хотела заходить в Интернет. Однажды ее все-таки убедили. Она зашла на некий интеллигентный литературный сайт. Но даже там вылезло предложение удлинить член. В Интернет с тех пор она больше не заходила.
Интернет – коллективный разум человечества. По статистике, порнография составляет 37% всех сетевых страниц и 35% всех скачиваемых файлов. Это преобладающий в Интернете материал. Теперь мы точно знаем, что у человечества на уме и в каком соотношении.
Да, Сеть сводит все воедино. Кто угодно может увидеть там где угодно что угодно. Плохо это тем, что с непривычки может шокировать. Хорошо тем, что расширяет кругозор. Разумеется, я не про удлинение. Я, например, про то, что благодаря Интернету жители отсталых стран узнают о правилах и стандартах жизни передовых стран и побуждают свои правительства подтягиваться до их уровня. Я про то, что любой обыватель, заходя в почту, видит заодно и заголовки политических, общественных, экономических новостей. Рано или поздно у него возникает желание что-то из этого прочесть. То же касается и литературы. В библиотеки сейчас, честно говоря, люди почти не ходят. А если и ходят, то в основном ради учебной литературы. Часто покупать книги – не всем по карману. В Интернете же человеку бесплатно доступна почти вся мировая литература, причем за пару кликов.
Интернет как молоток: можно по затылку дать, а можно и гвоздь забить.