Любовь всегда касается двух человеческих существ. Сцена из оперы. Фото из путеводителя по Будапештской опере
На представление «Мадам Баттерфляй» в Будапештской опере я попал случайно. Оставшееся время от дискуссий по поводу взаимоотношений Украины и ЕС можно было использовать по-разному, но мне повезло, и я своевременно заказал место в партере еще из Москвы (преимущества современной коммуникационной системы – Всемирной паутины). Предусмотрительность была оправданна – зал был заполнен до отказа. Конечно, великолепные голоса в старинном зале оперы, которая была построена по образу и подобию знаменитой Венской оперы (правда, в несколько уменьшенном масштабе), оправдывали интерес будапештских любителей оперы к постановке, которая беспрерывно идет на подмостках, наверное, всех опер мира. Но я задался вопросом, почему эта несколько наивная и трогательная, хотя и трагическая история любви мужчины и женщины с мая 1904 года и до сих пор так влечет людей независимо от их возраста и национальности.История взаимодействия полов всегда привлекала внимание представителей искусства, наверное, еще со времен Адама и Евы. Композитор Джакомо Пуччини, считающийся знатоком женской души, не был исключением и посвятил этой теме не одну оперу: «Манон Леско», «Тоска», «Турандот», «Девушка с Запада». Понятно, что в основе постоянное столкновение двух начал: женского с его постоянством, преданностью, жертвенностью, как отмечала критик Людмила Налетова, и мужского, характеризуемого изменчивостью, стремлением к завоеванию. Эти черты заложены в мужчине и в женщине изначально и ничуть не изменились на длинном эволюционном пути от кроманьонца к современному человеку. Ведь если задачей женщины было родить ребенка от одного-единственного представителя сильного пола (поскольку иное физиологически невозможно), то мужчине надо было оплодотворить как можно большее количество женщин с тем, чтобы продолжить таким способом свое начало. Это одна сторона сексизма, и с этой стороной бороться вряд ли возможно. И западные либералы, путая социальные аспекты сексизма с физиологическими, объявили крестовый поход фактически против… существующего разделения полов.
Величавый фасад оперы побуждает к
воспоминаниям об имперской славе Австро-Венгрии. Фото автора |
Мне понятно стремление европейских леволибералов противодействовать попыткам изображать женщин как «пассивных и второсортных существ, матерей и сексуальных объектов». Но, как сказал когда-то немецкий философ Фридрих Энгельс, первое разделение труда между мужчиной и женщиной произошло... в производстве детей. И он рассматривал это обстоятельство как первичное и необходимое для продолжения рода человеческого. Ведь биологические противоположности никто отменить не в силах – это заложено Природой или самим Господом Богом (кому как нравится). Но я соглашусь, что истоки сексизма коренятся в абсолютизации и биологизации половых различий, многие из которых на самом деле производны от конкретных социальных условий и культурных норм, многогранны и многоуровневы или вообще являются воображаемыми, иллюзорными. А по своим идеологическим функциям в отношениях между полами сексизм аналогичен расизму в отношениях между расами и этносами. Но не нужно забывать, что наряду с мужским шовинизмом существует и женский сексизм, который во многом сродни феминизму. Потому-то история трагической любви японской гейши и американского моряка (японка в финале кончает жизнь самоубийством) в изложении Джакомо Пуччини уже свыше 100 лет заставляет задумываться об отношениях двух полов и каждый видит в них свою историю: любовную, феминистскую или сексистскую.