0
3585
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.05.2013 00:01:00

Лента Мёбиуса

Ольга Зеленкова

Об авторе: Ольга Витальевна Зеленкова – прозаик, эссеист.

Тэги: антиквариат


антиквариат Нас окружают будущие воспоминания. Фото автора

Мое детство прошло на той самой улице, на которой наш разведчик Йоганн Вайсс познакомился с чокнутой нацисткой фройлян Ангеликой. Другими словами, оно прошло в городе Риге, на улице Яня, где в 60-х годах снимался легендарный фильм «Щит и меч» и все жители улочки (четыре с половиной дома), затаив дыхание, наблюдали за молодыми Любшиным и Янковским. А потом до дыр зачитывали вышедшую годом ранее одноименную книжку. Одна стена нашего старого дома соседствовала с собором Святого Яна, внутренний двор назывался Яновым двором, считался памятником архитектуры и был облюбован всеми киношниками союзных киностудий. К моему детскому неудовольствию, во двор играть меня не пускали. Каждое утро, когда родители отправлялись на работу, бабушка шла со мной в парк напротив Театра оперы и балета. С ежедневными чинными прогулками за руку меня примиряло только то обстоятельство, что наш путь обязательно лежал мимо замечательной витрины. Предметы, выставленные в ней, потрясали воображение своей несовместимостью – швейная машинка с колесом и педалью, ручная дрель и набор отверток, огромное чучело медведя, старая посуда с вензелями, кружевные платья, фетровые шляпы, лисьи шубы на полиартритных манекенах и фарфоровые дамочки в фарфоровых юбочках. Бабушка знала, что оттащить меня сразу от витрины не получится, она терпеливо переминалась с ноги на ногу, пока я мысленно не примерю на себя всю витрину и не наиграюсь выставленными безделицами.
Однажды жизнь в доме переменилась. Папа после работы ехал не домой, а в больницу к маме, бабушка бегала по аптекам и возилась с термосами, а меня стали отпускать одну в Янов двор. К этим переменам можно было добавить исчезновение из дома старого торшера из оникса, письменного прибора с бронзовым ангелочком, держащим письмо, и бабушкиного жемчуга, который она носила всегда в кармане халата («чтобы жемчуг не умер, он должен быть близок к телу») и только по большим праздникам надевала на шею.
Месяцев через пять, когда порядок в доме почти восстановился, а мама отдыхала в санатории, мы с бабушкой опять пошли в парк. По дороге я прилипла к любимой витрине и замерла: на меня смотрел ангелочек с нашего письменного прибора. Это был точно он, поскольку я сразу увидела огромную царапину, сделанную мною же, – мне всегда хотелось отковырнуть бронзовый конвертик. Витрина, куда перекочевал наш почтовый ангел, была витриной ломбарда, а вещи, выставленные там, были принесены людьми, попавшими, как и наша семья тогда, в трудную ситуацию. Выкупить родители успели только торшер, который мама потом привезла в Москву.
Моя нежная детская психика тогда никак не отреагировала на столь внезапное исчезновение привычных предметов, но много позже я поймала себя на мысли, что, попадись мне такой же письменный прибор, я куплю его тотчас же и больше уже никогда с ним не расстанусь. И дело не в его ценности, а в желании восстановить историческую и семейную справедливость. А также в том, что тогда, в той витрине, по меткому выражению Набокова, я невольно подглядела свои будущие воспоминания.
Я давно знаю, что предметы, окружающие нас, живут собственной жизнью. Более того, порой кажется, что они умнее и хитрее нас. Перед тем как исчезнуть из нашего поля зрения, предметы точно про себя решают, когда и в какой момент они опять нам попадутся на глаза, где и когда встретят нас снова. Мы планируем нашу жизнь, меняем города, покидаем друзей и обзаводимся новыми, покупаем вещи, чтобы затем забыть их, оставляем в покинутых квартирах любимые лампы, кресла, вазы. Но прошлое всегда настигнет в виде трогательной чашки в глупый рыжий горох, очень похожей на ту, что была куплена во время перерыва между электричками в сельпо станции Перхушково жарким московским летом.
Все эти мысли мне не давали покоя в славные предновогодние дни. Я бегала по городу Берлину в поисках подарков – домашние и московские знакомые просили кто тарелочку Майсен «с голубыми цветочками», кто фарфоровую птичку мастера Энса («знаешь, там еще клеймо такое, трилистничек...»), а кому-то и вовсе понадобилась гэдээровская лампа на витом шнуре («мне для декорации. Очень надо! В Москве можно похожую достать, но эпохе соответствовать не будет! Ну, сама понимаешь...». Знакомая дама-режиссер понимала, что неуместнее будет только попросить шкаф «Хельгу», и добавила во взгляд мольбы). Я – человек ответственный, поделила город Берлин на условные квадраты и ринулась выполнять заказы. Каково же было мое удивление, когда к концу седьмого дня, купив почти все из немалого списка, я вдруг поняла, что в берлинских антикварных магазинах, больших и маленьких, аккуратных и пыльных, чисто немецких и турецких, можно запросто наткнуться на собственное детство, отрочество и юность. Как будто время, подхватив вихрем все эти предметы, плавно перенесло их из моего (или нашего) прошлого в настоящее, запросто пересекая границы географии. А еще стало очевидно, что вещи и события – этот человеческий космос – бесконечны. Конечно, при условии внимательного и трепетного отношения к ним.
На любимой антикварной Suarezstrasse, в магазинчике, где продают мебель, посуду, книги и варят замечательный кофе, мне попались на глаза гжельский набор, состоявший из кувшина-рыбы и шести маленьких стопочек, и железная пельменница, которую в 80-х годах можно было купить в любом пустом советском хозяйственном магазине. Покопавшись среди уцененных товаров, я в очередной раз обнаружила тарелку Ленинградского фарфорового завода с хрестоматийной решеткой Зимнего сада. Сунувшись на книжную полку (меня давно интересуют старые кулинарные книги, особенно кризисных времен), я обнаружила несколько наборов открыток издательства «Планета». В 70-е годы прошлого века помимо всего прочего оно издавало кулинарные рецепты народов СССР. Вот тут-то меня и «накрыло». Я вспомнила, что по этим открыточкам мама, которая была тогда моложе, чем я сейчас, училась готовить узбекский плов и торт «медовик». Я явственно почувствовала запахи нашей маленькой кухни и, растроганная нахлынувшим, купила все, что до сих пор есть у нас дома в Москве, у мамы. Но пусть будет и у меня!
Через пару дней в районе Аlt Moabit, в непонятной лавке, среди кальянов, старых немецких емкостей для рольмопсов и неработающих барометров, я раздраженно торговалась из-за Майсена, того самого, с «голубыми цветочками». Молодой продавец, сверкая жаркими очами, пытался нажиться на мне: за сухарницу просил почти вдвое больше, чем она стоила. Я было уже развернулась уходить, как он поднес к моим глазам нечто, что полностью изменило мои намерения: «Русские генералы из этого пили! Возьмешь за 20 евро, на тарелку – скидку сделаю». В руках у продавца был подстаканник, обычный, железный, тяжелый, кольчугинского производства. На нем были изображены военные знамена и театральный занавес. Может быть, генералы и пили из них, но только чай в антракте. В буфете Театра Советской Армии. Подстаканник был именно оттуда, из тех времен, когда там в «Укрощении строптивой» блистала Касаткина. Двадцать евро – цена безбожная для железа, но разве память может стоить дешево?!
Позже я удивлялась виниловым дискам 1977 года «По волнам моей памяти», энциклопедическим словарям и словарям политических терминов 1951 года, остаткам дулевского сервиза «Русская красавица», электрическому самовару и штопору «Трускавец», подставкам для яиц с изображением кремлевских башен (не иначе – из гостиничного реквизита) и хрустальным рюмкам – дефицитному товару советской эпохи. От всего веяло собственными прошлыми радостями и глупостями, памятью об ушедших близких и друзьях. О временах и местах, которые всегда с тобой, но о которых вспоминаешь, наткнувшись на то, что раньше было привычным и обыденным.
Я вышла на темную берлинскую улицу. Дождь, изводивший всех уже неделю, прекратился, показались звезды, пахло глинтвейном, щемящие звуки издавала детская карусель. Душа была готова к чудесам в виде воспоминаний. По дороге к дому, я нарочно прошла мимо знакомой лавки. Увы, письменного прибора с ангелочком и бронзовым конвертиком там не было. Хозяйка поздравила меня с наступающими праздниками, обещала звонить, если принесут интересный фарфор. «Но это уже в январе, после отпуска, сейчас только книжки есть...» Я склонилась над ящиком с макулатурой.
Вечером мы с супругом поссорились из-за того, кто первый будет читать потрепанный том. «В. Кожевников «Щит и меч» – значилось на почти отвалившейся обложке. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
377
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
441
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
303
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
327

Другие новости