Изящество ветрогенераторов покорило модные столицы мира.
Правительства многих стран, в первую очередь европейских, активно продвигает идею приоритетного использования возобновляемой энергии и борьбы с чрезмерным загрязнением окружающей среды. Как результат мы видим не только появление экологически полезных инициатив на государственном уровне, но и все укрепляющееся в сознании людей понимание того, что бороться за чистоту природы не только необходимо, но еще престижно, да и просто модно.Мода XXI столетия принимает во внимание уже не только стиль и качество материалов, но и то, каким образом эти материалы были получены, насколько при этом пострадала окружающая среда. По мнению представителя одного из зарубежных PR-агентств в области моды Эрин Китсон, сегодня «все больше дизайнеров и косметологов прислушиваются к общемировому призыву к действию, чтобы спасти мать-природу». Модельеры используют хлопок и шерсть, обработанные без использования химических веществ, бамбук и пеньку, выращенные при минимальном применении пестицидов, закупают более износостойкие материалы, некоторые производят одежду из современных биополимерных материалов, полученных на основе кукурузы и т.д.
Прет-а-порте
«Зеленые» тенденции в современной энергетической политике дошли наконец и до крупных игроков мира моды. На Неделе моды в Париже Карл Лагерфельд, представляя прет-а-порте коллекцию модного дома Chanel весна–лето-2013, использовал в качестве декораций самые распространенные на сегодня средства получения альтернативной энергии – ветряки и фотоэлектрические модули.
Стосорокаметровый подиум был выстлан солнечными панелями и усеян в два ряда 13 белыми ветрогенераторами, придающими всему действу неповторимый визуальный ритм. В рамках шоу, режиссером которого выступил бельгиец Этьен Руссо, Chanel продемонстрировал 80 различных образов, часть которых была украшена стилизованными «солнечными панелями» и графическими изображениями ветряков. «Все дело в объеме и легкости, – сказал Карл Лагерфельд, – если бы я строил дом, я бы разместил их (ветряки) у себя в саду» (журнал La Libre Essentielle FOCUS от 27 октября 2012 года).
И пускай Лагерфельд выбрал подобное оформление подиума преимущественно из эстетических соображений, солнечные панели не вырабатывали энергию, а ветряки, вероятнее всего, были просто подключены к розетке, о лучшей рекламе сторонники возобновляемой энергетики не могли и мечтать. Подобный ход устанавливает новые тенденции, вводит «зеленую» энергетику в индустрию моды. Французский блогер Элоим Синклер отметил: «Французский шик не атомный, показ Chanel-2013 дал понять, что модным домом движет энергия солнца. Они показали нос власти атома и весьма своевременно, учитывая споры об энергетическом повороте. Chanel решил бороться вместе со сторонниками прогресса…» (heloim.sinclair.over-blog.com)
Солнечный путь
Идея использовать солнечные панели в качестве напольного/дорожного покрытия уже давно витает в воздухе. Еще в 2009 году инженеры и основатели компании Solar Roadways Скотт и Джулия Брюсо получили от Министерства транспорта США 100 тыс. долларов по программе исследования «Инновация в малом бизнесе (SBIR)», что позволило им разработать прототип дорожного покрытия нового поколения, состоящего из особых солнечных панелей.
Но
Забота об окружающей среде рассматривается как хороший коммерческий ход. Фото автора |
После успешного завершения к 2011 году первой фазы по договору SBIR им было выделено еще 750 тыс. долларов на создание экспериментальной парковочной площадки Solar Roadways размером 3,7 кв. м в штате Айдахо, строительство которой должно завершиться в этом году.
Предполагается, что подобное покрытие сможет самоочищаться, в том числе от снега, изменяя температуру верхнего слоя, предупреждать водителей о различных препятствиях впереди и потенциально опасных ситуациях, включая оповещение о нахождении пешехода на дороге, и в перспективе обеспечивать энергией не только себя, но и близлежащие города. По мнению американского журнала Energy Digital, это изобретение вполне может стать самым важным в сфере обслуживания населения в этом веке.
Симбиоз
Если известный модный дом интересовала в первую очередь стилистическая привлекательность возобновляемой энергетики, то небольшие производители одежды, местные торговые сети и даже некоторые крупные корпорации все чаще идут по пути сотрудничества с поставщиками «зеленой» энергии.
Так, сеть розничных магазинов одежды Menarys & Tempest в Северной Ирландии выдает своим клиентам купоны на 100 фунтов стерлингов, когда тем удается уговорить своего друга или соседа приобрести солнечные панели от Amber Green Solar.
Если в ИТ-индустрии крупные компании (Facebook, Apple и другие) постепенно переводят свои DATA-центры на возобновляемые источники энергии, то в производстве одежды некоторые фирмы начинают использовать материалы, произведенные с минимальным ущербом для окружающей среды. Английская компания Rapanui, например, основанная в 2008 году братьями Мартом и Робом Дрейк-Найт, подходит к проблеме комплексно. Они не только изготавливают одежду из экологически «дружественных» материалов, но и используют на своей фабрике исключительно энергию ветра, а их уникальная система маркировки одежды позволяет покупателю отследить весь процесс производства – от посаженного семечка до готового изделия. Rapanui уже успела получить ряд престижных наград – RSPCA Good Business Award за инновации в моде, Sustainable Business Awards и Sustain Governance Awards. В прошлом году братьям удалось подписать контракт на изготовление футболок совместно с метеорологической службой Великобритании, чем они еще раз доказали, что экологически чистое производство может быть как конкурентоспособным, так и экономически выгодным.
High-tech
Стоит отметить, что некоторые энтузиасты от мира моды идут по пути непосредственного внедрения технологий возобновляемой энергетики в конечный продукт. Конечно же, это всевозможные аксессуары, созданные преимущественно с использованием миниатюрных солнечных панелей. Светящееся ожерелье Lux дизайнера Мае Йокоямы накапливает в течение дня солнечную энергию и светится ночью, сумочки от известных модельеров, выпущенные под брендом журнала ELLE, имеют встроенные светодиоды и USB-порт, позволяющий зарядить телефон или плеер, а шапка и перчатки с фотоэлементами от немецкого дизайнера Ирана Кьяна согреют в прохладную погоду – вот лишь некоторые решения по совмещению современного стиля и новых «чистых» технологий.
Экстравагантные и практичные, коммерчески привлекательные и убыточные, какими бы ни были примеры взаимодействия модной индустрии и возобновляемой энергетики, – все они, с одной стороны, отражают сложившийся в обществе интерес к «зеленой» энергетике, а с другой – подогревают его еще больше.
Нью-Йорк–Москва