Главный пещерный храм Дуньхуана. Фото автора
В списке символов китайской цивилизации высокие позиции занимают Великий шелковый путь, Великая Китайская стена и пещеры Дуньхуана. К сожалению, тропы наших туристов редко ведут к этим чудесам света. Ведь участок Великой стены в окрестностях Пекина – это лишь малая и сильно реставрированная толика «длинной стены в десять тысяч ли», как переводится ее китайское название – Ваньли чанчэн. Ну а до Шелкового пути (Сычоу чжи лу), берущего начало в городе Чанъань, бывшей столице Поднебесной, который сейчас именуется Сиань, и тем более до Дуньхуана, добираются и вовсе единицы. Нам с женой повезло – мы доехали до самого конца китайского отрезка Шелкового пути и оказались в городе Дуньхуан, что в провинции Ганьсу. Здесь же заканчивается и Великая стена. Впрочем, в древности китайцы полагали, что здесь она начинается, представляя собой извивающегося через всю Поднебесную дракона, обращенного грозной головой на Запад. На этом перекрестке торговых путей веками процветал «стыковочный механизм» разных цивилизаций, через который в Китай приходили буддизм, ислам, христианство, иудаизм и другие великие религии, иностранные языки и культуры.Небольшой по китайским меркам городок Дуньхуан располагает современным аэропортом, уже не первое десятилетие преимущественно обслуживающим чартеры из Японии. Шелковый путь и абсолютно все, что с ним связано, чрезвычайно популярно в Стране восходящего солнца. Выставки, научные исследования, романы и кинофильмы обречены на успех, если в их названии упоминается «Сируку родо» (от английского Silk Road). Благодаря японцам в Дуньхуане еще в 80–90-е годы появились не только аэропорт и многочисленные гостиницы, рестораны и прочие учреждения туристической индустрии. Здесь в 1988 году проходили съемки фильма «Тон ко» («Дуньхуан») по роману знаменитого писателя Ясуси Иноуэ. Все декорации были созданы капитально и стоят по сей день. Крепостные стены и ворота, сторожевые башни и казармы, катапульты и коновязи помогают лучше представить службу китайских гарнизонов на границе империи. А в нескольких десятках метров от новодела стоят настоящие участки Великой стены. Выбитая на камне надпись гласит, что они сохранились с династии Хань (II в. до н.э.–III в н.э.), при которой построили этот участок Великой стены, прикрывавший возникший тогда же и просуществовавший до XVI века Великий шелковый путь. Здесь Великая стена отличается от той, что стоит под Пекином: ветхая стенка высотой 3–4 метра из подручного материала – утрамбованной земли, глины, тростника. На горе виднеются остатки сигнальной башни – на ней зажигали огни при приближении караванов или отрядов кочевников. Само название Дуньхуан переводится как Горящий маяк. Около самой большой рукотворной глиняной горы, бывшей главной башни, стоит мраморная доска, удостоверяющая, что перед вами знаменитая застава Юймэньгуань, конец Поднебесной. Почувствовать себя то ли кочевником, то ли китайским кавалеристом предлагают местные жители, сдающие напрокат низкорослых смирных лошадок.
В нескольких километрах от руин Великой стены извивается русло мелкой пересохшей реки, а ее высокий берег из податливой почвы лесс испещрен вырытыми многими поколениями буддийских монахов пещерами. Именно здесь, в монастыре Пещеры тысячи Будд (Цяньфодун), в начале ХХ века были обнаружены бесценные для науки буддийские рукописи, фрески и статуи. Еще в начале нашей эры добиравшиеся по Шелковому пути из Индии и Центральной Азии буддийские миссионеры оседали на окраине важного торгового и военного города Дуньхуан, изучали китайский язык, переводили на него с санскрита священные тексты-сутры, украшали свои кельи и вырытые в земле храмы многометровыми глиняными статуями, фресками с божествами и их житиями. Получали они заказы на семейные пещерные храмы и от быстро переходивших в «западную веру» местных чиновников и купцов. Большинство из дошедших до наших времен и отреставрированных 492 пещер были вырыты между IV–IX веками н.э. Они пережили катастрофические землетрясения, войны, запустение, разграбление кочевниками и местными жителями, продававшими рукописи и статуэтки английским, французским, русским и иным иностранным ученым и путешественникам в штатском, проявлявшим в начале ХХ века неподдельный интерес к пограничным землям Индии, Китая, Тибета, Монголии. Одна из богатейших коллекций дуньхуанских рукописей хранится и изучается в Санкт-Петербурге.
Пещеры открывают для посетителей попеременно, чтобы защитить фрески от человеческого дыхания. Переходя от одной пещеры до другой по вырытым на склоне горы тропинкам или дощатым мостикам, турист может как следует осмотреть от силы десяток-полтора пещер. Но милостивые лики длинноносых и длинноухих будд и боддисатв, такие же не по-китайски смуглые тела летящих фей-деви еще долго будут стоять перед глазами. Если же купить у местных художников копии фресок и повесить дома, то путешествие в Дуньхуан не закончится никогда. Кстати, в гости к дуньхуанским фрескам и статуям стоит поторопиться. Ради сохранности объявленного ЮНЕСКО памятника Всемирного наследия прорабатываются планы строительства по соседству с нынешним комплексом его точной копии, куда и будут запускать туристов…
В программу путешествия непременно включают поездку в пустыню Такла-Макан, посещение уникального оазиса с озером и красивейшим буддийским храмом. Источник подземных вод, питающий озеро, быстро слабеет, и водная поверхность неуклонно сокращается. Но, утешают хозяева, еще пару веков нависающие вровень с крышей храма песчаные дюны не сомкнутся над Озером Полумесяца. Еще много поколений туристов смогут покататься на специальных досках по склонам этих дюн, оседлать верблюда и в составе каравана или на джипе отправиться в путешествие от дюны к дюне, от бархана к бархану.
На обратном пути в Дуньхуан автобусы обязательно делают остановку в Горах поющих песков. Выветренные веками дюны и вправду создают какое-то низкочастотное завывание, навевающее мысли об аде. Убийственно холодные ночи и нестерпимо жаркие дни, полное безводие и покрытые черными камнями пески дополняют безрадостную картину. Тем более отрадным становится возвращение в цивилизацию, ее уютные гостиницы и рестораны с обширным меню из блюд разных стран Шелкового пути.