0
4442
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.03.2013 00:01:00

Грамоты и плюшевые мишки

Дарья Цилюрик
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Цилюрик – корреспондент «НГ».

Тэги: дети, творчество


дети, творчество В советское время внимательнее относились к детскому творчеству. Фото РИА Новости

Когда видишь его работы, не веришь, что Юре Лемплу всего 14 лет. Они запоминаются не только профессиональным исполнением, но и оригинальностью. Мальчик рисует маслом триптихи – серии из трех картин, объединенных творческим замыслом, так что каждая служит продолжением другой. Еще более впечатляют его витражи. По работам Юры можно проследить «географию» его интереса к дальним землям, путешествиям – Байкал, закат на Камчатке, словенское озеро Блед, пейзаж на Мальдивах... Многие из них выполнены по фотографиям, которые мальчик сделал сам, другие виды он подсмотрел в Интернете.   
Впервые я увидела картины Юры в Женеве, на Международной научной конференции, посвященной самому глубокому озеру в мире, – это был как раз байкальский триптих. И вот на детской художественной выставке «Голубая планета Земля», которая проходила в Центральном доме ученых РАН, мне посчастливилось познакомиться и с самим автором, и с множеством других его работ. Рисунки ребят так гармонично дополняют уникальный интерьер бывшего особняка, что создается непередаваемая атмосфера.
Международная лига детского и юношеского творчества «Наше будущее» уже не в первый раз проводит подобную выставку в здании памятника истории. До этого были Смольный дворец, Царицыно, Исторический музей Кремля. Видя такое сочетание, невольно задумываешься о том, что подобные шедевры зодчества – своего рода сверхзадача для юных талантов, которые готовятся стать не только пейзажистами или, скажем, декораторами, но и архитекторами. Высшая школа, как никто другой, заинтересована в том, чтобы пополнить ряды учащихся талантливой молодежью. Поэтому в подобных выставках обычно принимали участие студенты, способствуя тем самым преемственности поколений. Таких вузов немало – МАРХИ, Строгановка, Академия имени Глазунова и даже Международный центр имени Ломоносова в Женеве (МЦЛ), где существуют спецкурс «Искусство и право» и программа «Актерское искусство», планируется открытие программы «Искусство и дизайн».
Практически каждый из нас прошел через некую школу искусств или Дом пионеров, причем, как правило, это не имело отношения к взрослой жизни и карьере. Сколько людей научились играть на фортепиано, чтобы по окончании музыкальной школы уже никогда за него не сесть! Я тоже занималась и в школе искусств, и в Доме пионеров, меня там учили балету – в общей сложности около трех лет. С тех пор остались только воспоминания о драматических отношениях с однокашниками (в детстве меня считали гадким утенком), симпатия к песне Barbie Girl, под которую мы исполняли один из танцев, и отличная растяжка. Ради нее эта игра, конечно же, стоила свеч.
Почти каждый из нас прошел через художественную школу или Дворец пионеров, не обязательно став потом художником, танцором или музыкантом.	Фото PhotoXPress.ru
Ребята, которые рисуют для выставок, тоже совсем не обязательно свяжут с этим занятием свою профессию. Но это не отменяет того, что тех же молодых архитекторов нужно готовить начиная со школьной скамьи. Вопросом допрофессионального образования и подготовки детей в общекультурном контексте занимаются очень немногие. Мне пожаловалась на ситуацию одна из профессоров МГСУ: «Поддержки государства в этом плане я не ощущаю. Раньше были дома культуры, дворцы пионеров. Может быть, на периферии эти традиции еще и сохранились за счет подвижников, но, скажем, 20–30 лет назад к этому вопросу существовало гораздо более серьезное отношение. А ведь это залог того, что в дальнейшем мы получим хорошо образованных в профессиональном плане людей».
Недавно я случайно попала на концерт студентов Театрального института имени Щукина, которые весьма вольно разыграли сцены из оперетт. На фуршете разговорилась с научным руководителем Ломоносовской и Президентской школ Маратом Зигановым совсем не на опереточную тему. Глава этих частных престижных московских школ уверял меня, что если с детским творчеством и есть проблемы, то они связаны с пассивностью руководителей художественных школ. Нехватку материального ресурса – а это первая причина, которая приходит в голову, –  в отличие от государственных школ он, похоже, не ощущает.
А вот преподаватель одной московской «художки» с большим прошлым, где учится дочка моих друзей, оказался другого мнения. Да, есть некоторая поддержка государства, да, сегодня значительно участие коммерческих компаний и всевозможных фондов. Однако призом в любых конкурсах, организуемых в том числе и компаниями-миллиардерами, остаются «книжки и плюшевые мишки». Сегодня слишком многие аспекты жизни, что называется, переведены на рыночные рельсы. Маятник качнулся в другую сторону по сравнению с СССР, где думали о вечном, прекрасном, об общественном благе. С чеком на тысячу долларов в художественном магазине можно купить ровно столько, чтобы унести за один раз. Обучающие поездки приходится организовывать за счет родителей. Чтобы самостоятельно провести выставку, снять помещение, требуются неподъемные расходы. А выставок этих так много, что дети… не успевают рисовать. Префектура, округ, город, организации – все могут внезапно прислать запрос к какой-то дате. Но школа не фабрика, не хохломская роспись, где люди сидят на потоке – там есть программа. Кроме того, выставки всегда связаны с частными или политическими интересами, предлагают не слишком занимательные социальные темы… «Если в советское время давали грамоты, это было хотя бы престижно. Сейчас разных грамот куча, а кому они нужны? Хотелось бы увидеть реальную материальную поддержку».
Впрочем, деньги, вернее их отсутствие – это полбеды. В конце концов действительно на десять жадных и неразумных спонсоров найдется один толковый. Но тут вступает государство, которое, как выясняется, не только не помогает, но и мешает развитию детского творчества. Кампании по укрупнению московских школ, их слияние в так называемые образовательные комплексы пугает и преподавателей, и родителей. Боятся, разумеется, главного – разрушения системы образования во имя экономической целесообразности, ведь слияние происходит из расчета «рентабельного» количества учеников школы. На такой мегаполис, как Москва, и так приходится всего 10–11 художественных школ. Зачастую они расположены в плохоньких помещениях и могут принять ограниченное число учеников. Преподаватели шутя предлагают властям объединить какую-нибудь школу… с метрополитеном или фабрикой. Какие копейки можно выгадать на этой реформе, учитывая масштабы коррупции? Сама такая реформа, требующая переделки всей структуры школ, вплоть до лицензий, аккредитаций, печатей и бланков, повлечет огромные затраты.
А вместе с тем Юра Лемпл, как и десятки тысяч других детей, продолжает рисовать. Танцевать, играть, создавать. В естественной тяге к творчеству их не останавливают ни отсутствие спонсоров, ни страхи преподавателей, ни глупые решения чиновников. Как в старом стишке Агнии Барто из нашего детства: «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота. А за кружок по рисованью мы тоже все голосовали». Кто знает, может быть, и в наше время появятся свои меценаты, свои Саввы Морозовы и княгини Тенишевы. Может быть, как в прежние времена, у нас будут не просто играть на фортепиано, а любить классическую музыку, не просто учиться балету, а изысканно танцевать на балах (пардон, дискотеках). И не подарят ли нам меценаты новое поколение архитекторов, готовых создавать новую эстетику городского пространства. Эстетику, которой пока славятся только памятники истории, где проходят выставки детского творчества.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1194
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
754
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
526
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
758

Другие новости