«И только этой свадьбе было места мало...» Фото Reuters
В блицопрос, немного напоминающий телевизионную игру «Сто к одному», мы время от времени играем с друзьями. Ведущий называет какую-то улицу, станцию метро, магазин или просто известное кафе в нашей любимой Москве, а остальные должны быстро сказать, с чем у них упомянутый объект ассоциируется. У кого больше всего подтверждений собственной версии, тот и выиграл.Догадались, какое место в Москве – рекордсмен по числу совпадений? Ну, конечно же, Красная площадь! И все ассоциации этой самой главной площади в самом главном городе России у играющих следуют как будто в заранее заданном порядке: Красная площадь, храм Василия Блаженного, Лобное место, мавзолей, брусчатка, парад…
Ряд образов можно долго продолжать, и там вдруг появится кремлевская стена вместе с захоронениями, ГУМ, Исторический музей (о котором почему-то вспоминают даже реже, чем о «нулевом километре»). Чуть не забыла про бой курантов и почетный караул у Вечного огня (хотя это уже не совсем Красная площадь), но еще ни разу никто – не из числа тех, кто здесь родился и вырос, и тех, кто когда-то сюда приехал, оглянулся по сторонам и не захотел отсюда уезжать, – в общем, никто из играющих в эту увлекательную и познавательную игру (если не верите, попробуйте сами, вам понравится!) не вспомнил о таком атрибуте Красной площади в зимнее время года, как ледовый каток. Даже те, кто хотя бы однажды на нем катался, и то не хотят признавать его присутствие как неотъемлемую часть околокремлевского пространства, пусть даже только зимой.
Может, потому что 12 лет (впервые каток был открыт в декабре 2000 года силами инженеров и технического персонала московского театра «Балет на льду») – слишком малый срок для известности в площадном масштабе?
Или же финансовая составляющая – сегодня один час с небольшим катания по искусственному льду на площадке размером в 3 тыс. кв. м обойдется взрослому от 250 до 500 руб. плюс примерно такая же сумма за прокат и заточку коньков – затмевает ощущения полученного удовольствия? Ведь в самом начале 2000-х эта ледовая арена была абсолютно бесплатной на протяжении всех дней своего зимнего существования – с теплыми раздевалками, горячими напитками и сопутствующими услугами. Плюс рядом стояла огромная елка в обрамлении множества высоченных, в 4–5 м, ледовых скульптур. А еще по двум огромным видеоэкранам днем показывали мультфильмы для детей, а вечером – концертные программы для взрослых.
Нет, дело, наверное, не в этом. Ведь в конце концов и сегодня там звучит музыка, а вечером ледяное пространство, окрашенное в самые различные цвета с помощью собственных прожекторов, да еще в сопровождении прекрасной иллюминации по всему периметру ГУМа (Верхних торговых рядов, до советских времен), превращается в поистине волшебное место, где всяк туда пришедший может почувствовать себя героем сказки.
К тому же в одном из рекламных интернет-текстов про главный городской каток сказано, что «здесь, с ледовой площадки видны башни Кремля и Красная площадь», – именно так, а не наоборот. Получается, что исторические объекты на самой знаменитой площади России, посмотреть на которые приезжают туристы со всего мира, – лишь необходимая атрибутика коммерческого проекта? И поэтому при входе на Красную площадь через парадные Покровские ворота зимой вам не откроется фантастическая, будто 3D-панорама с дальней проекцией на храм Василия Блаженного?
И действительно, в лучшем случае вы увидите верхушки его разноцветных храмовых луковок – все остальное заслонится рекламными щитами громады катка. На котором, увы, даже в воскресные дни не катается хотя бы половина из предусмотренного проектом количества в 500 конькобежцев. И это при том, что ледовый каток «съел» почти четверть территории Красной площади. Не однажды гуляя там в зимнее время, – вы же понимаете, как только кто-то приезжает в гости, неважно, из нашей глубинки или зарубежной, так поход на Красную площадь вместе с друзьями-гостями неминуем, – всякий раз ловила разочарованные взгляды и своих экскурсантов, и незнакомых.
А однажды прямо у бортика катка какой-то лохматый подросток в группке явно приехавших откуда-то издалека школьников, то ли ерничая, то ли в самом деле сомневаясь, вдруг сорвался на фальцет: «А это точно Красная площадь?! Не Лужники?» Рядом стоявшая учительница, хотя, может, одновременно она была и мамой юного скептика, совсем непедагогично отвесила ему подзатыльник. Мальчишка обиженно засопел и еще долго отказывался идти дальше, к красоте кремлевских звезд и куполов Блаженного.
А этой зимой дело усугубилось еще и капитальным ремонтом фасада мавзолея. Огромный матерчатый, кажется, купол с головой накрыл последнее пристанище вождя мирового пролетариата, и подчеркнуто красный строительный забор справа – вкупе с щитовым разноцветием катка слева – сузили пешеходное пространство площади до раздражающе малых размеров.
Но ничего, любознательные посетители главной столичной достопримечательности идут по выделенной для прохода брусчатке, не толкаясь. Лишь на мгновение оглядываясь на разбежавшиеся от бортика до бортика редкие фигуры на коньках. А то и вовсе не отвлекаясь налево, если рядом одна за другой следуют свадебные процессии. Невестам, по-летнему в открытых нарядах, одна другой краше, при которых надобность в женихах будто только для поддержки краев бальных платьев, тем более недосуг глядеть по сторонам. У них на всю жизнь останутся свои ассоциации с одним из последних дней марта-2013: Красная площадь, свадьба, любовь, счастье…
«Горько! Горько!» – закричали две девчонки-студентки, вдруг забывшие, для чего пришли на каток и надели коньки. И – о мгновение! ты прекрасно! – все четыре свадебные пары в разных концах брусчатки на Красной площади как-то разом остановились и стали сладко-сладко и долго-долго целоваться. С катка доносилась музыка, хотя и не марш Мендельсона, но усиленная людским «горько»-многоголосием.
И в этот момент, как в самой романтической киноленте года, из-за рваных облаков вдруг выглянуло радостное солнце и по-весеннему озорно осветило ледовый каток, купола башен Кремля и собора Василия Блаженного, да и всю Красную площадь разом. И стало понятно, что дни ледовой узурпации Москвы сочтены, весна вовсю стучится, пришла ее пора.