Любители прицерковного рока собрались под низкими сводами храмовой крипты. Фото автора
В крипте, то есть попросту подвале, храма Святителя Николая на Трех Горах в Москве состоялся фестиваль «Даждь». Вообще здесь с некоторых пор обитает клуб «АРТ’ЭРИЯ», который пригрел настоятель храма, известный всей стране спикер РПЦ и непримиримый визави нонконформистского искусства протоиерей Всеволод Чаплин.
В программках фестиваля бодро отмечалось: «Вход для трезвых – свободный!» А ниже: «Приветствуются добровольные пожертвования, рекомендуемый взнос от 100–200 рублей».
«АРТ’ЭРИЯ» начинается с крутых, обрывистых ступеней и массивной двери. Шаг через порог – и открывается просторное помещение с голубоватыми стенами, на которых развешаны картины. Гардероб удивляет небольшими осколками зеркал, которые хаотично расклеены по стенам в брызгах цветных красок. В таком антураже собирается трезвая и музыкальная православная молодежь.
Не до конца закрывает пролом с торчащей арматурой внизу стены невысокая тумбочка. На ней – две исключительно объемные, листов по пятьсот каждая, папки со стихами и прозой одного из постоянных членов содружества «Даждь». Удивившись плодовитости автора, полистав, обнаруживаю стихи, написанные преимущественно верлибром, с многочисленными повторениями одних и тех же слов и даже строк. Не вспомнить дословно, но что-то вроде: «Имя. /Ее имя./Я люблю ее и ее имя!/Я люблю ее и ее имя!/Я люблю ее и ее имя!/Я люблю ее и ее имя!», – и так на полстраницы…
В просторном зале – небольшая сцена и зрительный зал, расстояние между которыми не более метра. Контакт музыканта со зрителем благодаря этому очень тесный. Возможно, поэтому в первых рядах разместились сами участники фестиваля и его организаторы. Сидела здесь еще маленькая девочка, прямо в домашних тапочках, видимо, дочь кого-то из музыкантов, словом и делом пропагандирующих семейные ценности.
Одним из первых впечатлений об «АРТ’ЭРИИ» и фестивале «Даждь» стало выступление Константина Золотарева. Безрадостные размышления Константина, известного и уважаемого в содружестве «Даждь» иконописца, положенные на нехитрые аккорды, мягко скажем, не воодушевляли слушателя. Этого не отрицали и организаторы: следующая исполнительница, Юлия Лепе в первую очередь с улыбкой сказала, что только что за сценой ее попросили петь то, что было запланировано, но как можно веселее. Стоит отметить, что возглавляемый Лепе коллектив «Лепота» приятно удивил своими довольно живыми фольклорными ритмами и не столь заунывными мотивами. Самоирония явно пошла «Лепоте» на пользу.
Музыкант Александр Логунов предварил свое выступление рассуждениями о смысле названия «Ткань», которое получила в этом году очередная «глава» фестиваля «Даждь». По словам эрудированного музыканта, слово «текст» дословно переводится как «ткань». «Все мы люди текста. Не бывает неправильных текстов, просто мы их неправильно понимаем», – глубокомысленно изрек Логунов.
Тут я подумала, что моя невысокая оценка текстов песен, прозвучавших на фестивале, вполне возможно, объясняется не их низким литературным уровнем, а моим неправильным пониманием. Эти песни после исполнения третьей-четвертой слились в некое аморфное целое: музыка – в одну невыразительную мелодию; слова песен – в серую ткань с узелками повторов слов «Бог», «крест», «спасение»... Нет, конечно, после такого предисловия уже неловко признаваться, что творения православных рокеров мне могли не понравиться.
Первый фестиваль «акустического поэтического рока», носящий тогда название «Складень», прошел в далеком уже 1998 году. Поводом стало десятилетие со дня смерти Александра Башлачева. Забавно, что устроителями концерта в память о самобытном бунтаре из Ленинградского рок-клуба стали тогда если не ревнители, то сторонники православия, изначально установившие для себя и зрителей запрет на алкоголь и нецензурную лексику. Год спустя, в 1999 году, фестиваль получил название «За жизнь поэтов», в 2000-м – «Посолонь», в 2001-м – «Даждь». Именно после фестиваля 2001 года в каждом следующем году, традиционно – в феврале, организаторы стали называть каждое такое мероприятие «главами». 21, 22 и 24 февраля с.г. историю фестиваля «Даждь» дополнила уже 15-я глава – как уже сказано, получившая название «Ткань».
Начиная с 2002 года сначала в здании клуба в ЦДРИ, теперь при чаплинском храме работает студия «Сотворчество», в рамках которой встречаются авторы песен, из года в год участвующие в фестивале. «Сотворчество» издает журнал «Паруслов», в котором собраны стихи, проза, материалы о важных для «Даждь» событиях и то, что авторы считают важным и интересным для своей немногочисленной аудитории. На страницах сборника можно прочитать стихи-обращения и стихи-молитвы к различным святым, притчи и рассказы о чудесных спасениях и исцелениях, становлении на «истинный путь».
Складывается впечатление, что протоиерей Всеволод Чаплин приютил клуб «АРТ’ЭРИЯ» в подвале храма Святителя Николая на Трех Горах в апреле прошлого года, руководствуясь стремлением показать «позитивный» пример существования творчества под эгидой РПЦ. В противовес контркультурщикам вроде Pussy Riot, но также и православным рок-клубам при храмах, впадающим в крайности вроде лозунга «Православие или смерть». Однако ревнители нравственности и морали, не допускающие на своих концертах употребление алкоголя и нецензурной лексики, довели свою праведность до высочайшей степени пресности. Как известно, публика любит в рок-н-ролле остренькое, а не пост и молитву, и с этим, видимо, ничего не поделать церковным покровителям искусств.