Танцовщицы кабаре Crazy Horse "зажгли" в зимней Москве. Фото предоставлено организаторами
Французское кабаре Crazy Horse в Москве. Да еще и зимой. Да еще и к 23 февраля. Да еще и с новой программой Forever crazy. Афиши поголовно цитируют создателя шоу Алена Бернардена: «Волшебство – это мечта». Модельер Кристиан Лабутен снимает фильм то ли о шоу, то ли для шоу, то ли для себя. Как положено, кино в 3D.
С показа этого фильма в кинотеатре «Пионер» 20 февраля и начались российские гастроли десяти раздевающихся на сцене или марширующих по ней, иногда смеющихся, иногда страдающих, всегда – соблазняющих и завораживающих девушек. Художник-авангардист Ален Бернарден создал шоу в 1951 году. Говорят, для названия он выбрал имя вождя племени индейцев сиу, так как чуть ли не с детства увлекался Америкой, ковбоями и, естественно, бунтарями индейцами. Открытое им кабаре на авеню Георга V стало настоящим островком Дикого Запада в Париже середины XX века. Бернарден не стал идти по проторенному пути – и начал импровизировать. Мимы, клоуны, жонглеры, лазерные эффекты и акробатические номера – он создал перформанс, одел женское тело в свет, изобретя «оп-арт» – оптическое искусство.
Сейчас Crazy Horse – национальное достояние Франции. Часть культурного наследия – то есть как Лувр или Эйфелева башня. В шоу работают почти 50 танцовщиц, прошедших классическое хореографическое образование. Отбор жесткий: из 500 девушек, присылающих свои анкеты, только 20 попадают в шоу. С «безумными лошадками» работают известные медийные личности, к примеру, режиссер Дэвид Линч. Достаточно вспомнить его фотосессию «Фетиш». Для нее Лабутен создавал обувь. Поэтому и фильм дизайнера-модельера, привезенный в Россию, местами делает отсылки к создателю «Твин Пикс» и «Шоссе в никуда».
Однако первое впечатление-вопрос при просмотре этого фильма: зачем? Зачем было снимать в 3D? Зачем вообще было снимать фильм? Камерная обстановка парижского шоу пропадает практически сразу. Компьютерными эффектами сейчас никого не удивишь. Да и к тому же эротика не терпит четкого изображения. В фильме Ридли Скотта «Хороший год» один винодел цитирует жившего сотню лет назад соотечественника Лабутена и Бернардена – Марселя Пруста: оставьте хорошеньких женщин мужчинам без воображения. Нет, дело вовсе не в том, что на сцене должны быть некрасивые женщины: но кино, как правило, оставляет простор для какой-то зрительской импровизации. Фильм же слишком четко расставляет акценты; в результате мы смотрим не на девушек, а на обувь Лабутена. За это действительно обидно, потому что никакие красные подошвы того не стоят.
Танцовщицы кабаре Crazy Horse «зажгли» в зимней Москве. Фото предоставлено организаторами |
Стоит заметить, что в этом 3D есть и свои плюсы… Можно, к примеру, снять очки (а я, признаюсь, довольно быстро так и сделал) – тогда изображение расплывается. Технологически фильм сразу отбрасывается лет на 50, если не больше, назад. И это, пожалуй, действительно может произвести впечатление. Сразу прощаешь и Лабутена, и красные подошвы его туфель, и его порой откровенно нудные монологи в перерывах представления. Получается этакий безумный постмодернизм, когда в голове всплывают ассоциации с братьями Люмьер или Жоржем Мельесом, а на экране, устроившись на канапе в форме губ, придуманное Сальвадором Дали, раздевается, поет и мурчит брюнетка с томным взглядом.
Покидаешь кинотеатр все равно с вопросами и смешанными чувствами. Остается ждать самого представления во Дворце на Яузе. Посмотрев представление – получаешь и ответы, и стопроцентный восторг.
Зал во дворце, как побаивались некоторые ценители прекрасного, действительно великоват для подобного шоу. Сцена находится далековато для зрителей, даже если сидишь на первом ряду. Но у тебя уже не возникает никакого ощущения легкого абсурда происходящего. Ты пришел на шоу, и шоу действительно классное.
Канапе Дали, марширующие британские гвардейцы (женского, разумеется, пола), девушка-леопард в клетке, игра света, отражений и музыки – авангардизм заветов Бернардена чувствуется во всем. Статичность предметов на сцене не обращает на себя внимания – динамику задает лазерное шоу. Отблески, мерцания, вспышки, блики: местами, кажется, даже миражи. Честно говоря, после просмотра фильма к заявлению «одетое в свет женское тело» я относился со скепсисом. Но представление убеждает в обратном.
Танцовщицы кабаре Crazy Horse «зажгли» в зимней Москве. Фото предоставлено организаторами |
Поражают и сами Crazy Girls, и то, как тщательно создан каждый номер. Упомянутая девушка-леопард становится леопардом при помощи света, забойной «дикой» музыки, своих огненно-рыжих волос и неподражаемого взгляда. Глядя на этюды, начинаешь судорожно пытаться вспомнить критерии отбора для девушек (рост, длину ног и т.д), сколько косметики используется за год или сколько по времени занимает изготовление одного костюма. Но потом понимаешь, что все это совершенно неважно. По сцене, расположенной достаточно высоко, они передвигаются в обуви на высоких каблуках, тем самым создавая иллюзию какого-то волшебства, о которой говорил Бернарден: «То, кем становятся девушки в нашем шоу, тоже волшебство. Потому что красивыми, как на сцене, в обычной жизни они никогда не бывают».
Если в кинотеатре реакция публики на фильм была все-таки неоднозначной, то после каждого номера-этюда на сцене Дворца на Яузе зал безапелляционно аплодировал. Иногда перебарщивал – свистел, кричал, но это особенности менталитета. Достаточно любопытен и тот факт, что настоящий взрыв аплодисментов вызвал как раз не женский номер (будь то офисная стриптизерша или появляющаяся в коротких перерывах девушка, одетая лишь в сердечки-валентинки), а мужской. Два немолодых жонглера закидывали друг друга кеглями и параллельно раздевались. Это уже положительная особенность менталитета – у нашей публики, что не может не радовать, есть чувство юмора.