Над бухтой Виктория устраивается самый красочный во всей Азии фейерверк.
Фото Reuters
О том, что Новый год во многих странах мира справляют вовсе не по-европейски, многие знают. Но диковинные заморские традиции по-прежнему остаются для нас таинственными и удивительными. Так, китайцы живут по своему гороскопу, а Новый год в этот раз празднуют со Змеей-Драконом. По Лунному календарю китайский Новый год наступил в ночь с 9 на 10 февраля. Китайский мир получил три дня отгулов, поскольку во всем Большом Китае (а он объединяет саму КНР, ее административные районы – Гонконг и Макао, все еще независимый от Пекина Тайвань, а также давно уже независимый Сингапур) Новый год – главный праздник года. На его достойное празднование китайцам не жалко никаких средств, сил и времени.
Что касается Гонконга, бывшей британской колонии, которая с лета 1997 года является Специальным административным районом Китая, то здесь о былом влиянии далекой отсюда метрополии почти забыли. Зато свою кантонскую, в отличие от классической китайской, культурную идентичность берегут очень тщательно. Празднование Нового года в его китайском традиционном преломлении здесь проводят с большим размахом и массой очень любопытных составляющих.
Первое, что поражает в Гонконге на Новый год, – огромное количество мандаринов. Причем как настоящих, свежих, прямо с деревьев, так и сделанных из пластика, металла и яркой оранжевой бумаги. Новый год самими гонконгцами именуется «праздником весны», но официально до ее наступления еще должна закончиться местная «зима» (на Новый год в Гонконге температура опускалась до семи-восьми градусов выше нуля), и тогда гонконгцы готовятся с мандариновыми ветками в руках встречать и приход весны. Мандарины в эти дни в Гонконге можно было встретить везде – кусты с ароматными маленькими плодами попадались в переходах станций метро, при входе в роскошные бутики, на улицах возле рекламных щитов и в руках китайских детишек.
Если у нас принято на Новый год наряжать елку, то в Гонконге главным новогодним убранством является персиковое дерево с ажурными розовыми лепестками. Оно символизирует процветание и долголетие, а на его ветки принято вешать не стеклянные шары с сосульками, а красно-розовые конверты с деньгами. По традиции в эти конвертики вкладываются не только тексты с новогодними пожеланиями, но и как минимум 50 гонконгских долларов. Эти подарки положены детям, незамужним и неженатым молодым людям (в Гонконге это могут быть люди до 30–35 лет). Считается, что так взрослые проявляют свою заботу о младшем поколении.
Прежде чем встретить Новый год, гонконгцы первым делом отправляются на проводы года уходящего. Сотни тысяч гонконгцев и жителей соседних с ним китайских провинций примерно с двух часов дня в канун праздника едут в расположенный в одном из районов полуострова Коулун храм Вонг Тай Син. Там надо выстоять в огромной очереди несколько часов, для того чтобы протолкнуться к алтарю и персонально поблагодарить богов за все хорошее, что год прошедший тебе принес. Этот храм был построен в 1921 году и является священным у этнических китайцев не только Гонконга, но и других стран. Именно здесь можно загадать сокровенное желание, поджечь по такому случаю памятную свечку (а лучше сразу восемь – на счастье), поклонившись несколько раз богам на входе в храм.
После посещения храма – непременный заезд на знаменитый Цветочный рынок. Здесь продаются хризантемы, георгины, самых невероятных расцветок орхидеи. Преобладающие цвета здесь – белый, красный, оранжевый и бордовый. В Гонконге принято покупать как минимум один такой горшочек с цветами как символ наступающего праздника и гарантии в Новом году хорошего настроения.
А с рынка путь лежит прямиком на идущее под открытым небом в так называемом Бамбуковом театре представление китайской оперы. Продолжается оно несколько часов, большой зал всегда забит народом, причем приходят сюда и старики, и школьники.
И уже под бой курантов гонконгцы усаживаются за новогодний праздничный стол. Обязательно ставят тарелки с китайскими пельменями, подают блюда из рыбы, курицу в сладком соусе, разные сладости и традиционные восточные угощения. На каждую тарелку кладут апельсины и мандарины (их цвет символизирует счастье и благополучие). Самыми популярными новогодними блюдами у гонконгцев считаются копченая свинина и гребешки под названием аболон (по цене они дороже черной икры, но даже самые малоимущие семьи покупают на Новый год это океанское лакомство), и все это посыпается семенами тмина. А вот рыбные блюда кантонской кухни гонконгцы на свой Новый год практически не едят. Во-первых, это один из элементов их каждодневного меню, а во-вторых, иероглиф «рыба» созвучен в китайском языке слову «изобилие». Ну как тут можно «поедать изобилие» в новогоднюю ночь?
В храме Вонг Тай Син необходимо зажечь на Новый год памятную свечку, а лучше сразу восемь – на счастье. Фото Reuters |
Здесь же, за праздничным столом, детям вручают традиционные красные конверты с теми самыми долларами, предназначенными для приобретения подарков. Набор красных расписных конвертов самых различных размеров – лучший подарок и «довесок» к любой покупке в крупнейших гонконгских универмагах. Ведь здесь в отличие от соседнего Китая нет ограничений на рождаемость, поэтому в местных семьях, как правило, по двое-трое детей и всех надо на Новый год премировать заветным красным конвертом.
Строго соблюдают гонконгцы и древние прописные новогодние правила «десяти нельзя» – то есть того, что под Новый год и сразу после его наступления делать не рекомендуется. Так, нельзя мыть полы и посуду, шить и пользоваться ножницами и ножами, произносить в присутствии других людей слова «смерть», «болезнь» и «неудача». Запрещено также уединяться в новогоднюю ночь и как-то обособляться от остальных членов семьи – подобное посчитают дурным тоном, и в Новом году такого человека непременно настигнут серьезные проблемы.
На следующий день после наступления Нового года гонконгцы собираются на берегу бухты Виктория, чтобы посмотреть традиционный новогодний парад, который проводит местная авиакомпания «Касей Пасифик», входящая в пятерку лучших в мире. Перед сидящими на трибунах гостями со всего света и сотнями тысяч местных жителей проходят театральные группы (на этот раз среди них были артисты из России и Эстонии), местные китайские акробаты исполняют красочный танец Дракона и расползаются по улицам Гонконга в виде огромного тела Змеи – символа наступившего Нового года. На следующий вечер над все той же бухтой Виктория устраивается самый красочный во всей Азии фейерверк.
А перед этим тысячи жителей Гонконга отправляются на очередную встречу с богами – к стенам храма Лам Туен. Именно там можно загадать свои желания уже на год наступивший, для чего требуется попытаться забросить на так называемое Дерево желаний свое послание. К посланию требуется привязать для тяжести мандарин (как символ богатства и процветания). К настоящему плоду бумажка с просьбой ко Всевышнему не крепится – всего за 10 гонконгских долларов можно купить мандарин пластмассовый. Потом такой мандарин нужно ловко закинуть на дерево, еще раз поклониться храму и его святым и смело отправляться на двухнедельные новогодние каникулы. Для чего в их первый же день нужно обязательно нарядиться во что-то красное (цвет радости и счастья), а детей непременно приодеть в национальные китайские расписные черно-синие костюмчики и красные классические косоворотки.