0
2499
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.02.2013 00:00:00

Эмиграция назад

Ольга Зеленкова

Об авторе: Ольга Витальевна Зеленкова - эссеист.

Тэги: эмиграция


эмиграция Эмиграция – это испытание.
Фото Алисы Ганиевой

Ремонт надвигался неотвратимо, как зубное протезирование. Никакие мои ухищрения в виде новых дорогих штор не меняли ситуации, как не меняют самочувствие водочные полоскания при обострении кариеса. Предчувствия этого замечательного мероприятия также были до удивления схожи с ощущениями в канун посещения зубоврачебного кабинета. Усиливались они тем, что знакомая нам интернациональная бригада строителей была ангажирована на полтора месяца вперед, а их электрик Франк сразу после уезжал в отпуск. А нам без электрика – ну просто никак!

С самого начала мы с мужем решили, что будем иметь дело только со строителями, работающими официально, заключающими договоры. Головная боль с недоделками, отвалившейся плиткой и проблемами с нижними соседями нам была не нужна. И, конечно, говорящими по-русски, хотя бы немного. Чтобы идиоматические выражения не требовали перевода. Обзвонив знакомых, супруг понял, что надо засесть за газеты. Где-то между объявлением о срочной продаже двух черных (!) могильных обелисков – не по 5000, всего за 3000 – и объявлением некой Симы из Бердичева, искавшей невесту сыну, который, так и быть, «согласен переехать на ПМЖ в Германию», была найдена колонка, предлагающая услуги строителей всех специальностей. Муж набрал первый номер телефона…

«Вы знаете, у меня в роду были зулусы!» – бойкий блондин с кучерявыми волосами сидел в нашей гостиной уже второй час. Осмотр квартиры занял у него всего десять минут, а тщетные попытки супруга обратить его внимание на проблемы с неровностями пола не вызвали у него ни малейшего интереса. Зато мы успели обсудить экономическую программу госпожи Меркель и проблемы ассимиляции турецких иммигрантов. Несколько позже мне удалось выяснить, что потомок зулусов работает один, а про бригаду в объявлении приврал и что инструментов для работы у него практически нет. Время было потрачено впустую, но, видя радость гостя при возможности обсудить на русском языке все премудрости берлинской жизни, мы даже растрогались. Ну, бывает, каждый из нас когда-то здесь начинал.

Второй гость был утончен, через руку был перекинут серый плащ, худощавые длинные пальцы сжимали завернутую в бумагу книжку. «На ранних поездах» – прочла я раскрывшийся томик. В чудеса я верила давно. Например, у меня был знакомый дог-алкоголик, рост которого позволял ловко опрокидывать стопки с водкой, стоящие на столе. Напившись, он принимался орать пьяные собачьи песни и обниматься с домашними. Согласитесь, он не виноват, что когда-то от чумки его лечили спиртовыми настойками. Поэтому при виде интеллигента высшей пробы с Пастернаком в руках и аристократическими манерами я не моргнула глазом и показала проблемные места квартиры. Если собаки жрут водку и поют песни, почему люди, читающие Пастернака и имеющие пальцы Вана Клиберна, не могут настилать ламинат? Согласитесь, они не виноваты, что так поворачивается жизнь?

Через тридцать минут почти профессионального обмера всей квартиры, дельных предложений и деликатных «простите ради Бога!» мы уселись за стол составить смету. Тут-то и выяснилось, что с Владимиром Леонидовичем мой супруг не сработается. По каждой цифре наш гость справлялся по телефону у жены. Мой же муж, получивший точные сведения о безоговорочной победе патриархата в масштабе всей Вселенной, сказал, что «с теткой он дело иметь не будет». Забегая вперед, должна сказать, что впоследствии мы подружились с Владимиром Леонидовичем и его очаровательно-деловой супругой. Дипломатично обойдя вопрос ремонта, мы сошлись на почве библиографических редкостей и подкупающей внимательности новых друзей.

Потом наступил черед малоинтересных посетителей, которые приходили по двое-трое. Осмотрев квартиру, они звонили по телефону кому-то и на ридной мове докладывали, что «москалям надо зробыть хату». У меня было ощущение, что я не в Берлине, а в московском Бирюлеве. И с ближайшего строительного рынка ко мне заглянули продавцы. Цен они не говорили, жевали губами, в глаза не смотрели, а как-то улыбались в пространство. Так продолжалось дней восемь. Были заброшены все дела, поскольку все приезжавшие опаздывали минут на тридцать. Моя профессиональная деятельность приостановилась, а здоровье стало капризничать. Венцом подготовительного периода стал звонок в восемь утра.

– Добрый день! Это вам надо сделать ремонт? Я готов приехать посмотреть фронт работ, – тут голос сделал паузу, а затем солидно добавил: – Я посмотрю на вашу квартиру, на вас, оценю вашу платежеспособность и скажу, согласен ли я работать. Но учтите, за выезд я беру 15 евро!

– А если вы нам не понравитесь, то вы нам заплатите 15 евро? Мы же тоже на вас время тратить будем! – Муж еле себя сдерживал. На том конце юмора не оценили.

– Соглашайтесь. Города вы не знаете, магазинов – тоже. С языком, я так понимаю, тоже не все хорошо. Вас «обуют». – В интонациях было столько самодовольного жлобства, что стало стыдно.

Опыт общения с соотечественниками, коими я считаю всех тех, кто говорит на моем родном русском языке и которые когда-то жили на территории СССР, заставил задуматься о природе эмиграции. Большой энциклопедический словарь пишет: «Эмиграция – добровольный или вынужденный отъезд в другую страну». Возраст людей, с которыми я сталкивалась в Берлине, говорит о том, что эта часть соотечественников приехала сюда добровольно. Истинных причин такого шага все равно никто никогда не расскажет. Потому что ничего хорошего к вашему имиджу не добавит то обстоятельство, что борьба с трудностями стала более заманчивой здесь, где проблемы общего порядка уже решены. А не там, где свои проблемы невозможно решить без решения проблем общих. Одним словом, на родине надо начинать с нуля, здесь – готовая платформа, на которой надо удержать равновесие.

В философии есть понятие «социальная стратификация» – социальная неоднородность общества, условия, при которых различные социальные группы имеют неравный доступ к различным социальным благам. За премудрыми словами скрывается обычное расслоение граждан, обусловленное многочисленными факторами – доходами, образованием, бытовыми условиями и пр. В философии есть также понятие «социальная мобильность» – когда из одного слоя мы попадаем в другой. Например, потратив массу сил, становимся адвокатами, имея в роду сплошь потомственных сапожников. Понятное дело, что эмигранты, попав в новую среду, вынуждены преодолевать двойные барьеры социальных границ. Какие шаги логичнее всего делать в таких обстоятельствах? Постараться полностью погрузиться в среду, перенять ее привычки, правила общения, нормы поведения. Чтобы разница между тобой – эмигрантом и соседом – коренным жителем стала минимальной. После успешного преодоления первой ступени есть шанс на продвижение дальше. Когда я высказала подобную мысль знакомым, меня заклевали – зазвучали слова «самобытность», «традиции» и даже «национальное самосознание». Хотя имелось в виду лишь соблюдение уставов в чужом монастыре.

Зачем было покидать родную страну, чтобы лелеять ментальность и блюсти традиции? И речь не о любви к березам, квасу или форшмаку. Речь о тех обязанностях, которые исправно выполняют члены здешнего общества, что и позволяет этому обществу жить спокойно. А ведь именно гарантия спокойствия вас сюда скорее всего и привела.

И вот здесь происходит забавное явление, которое я назвала «эмиграция назад». Упрямство, с которым наши соотечественники не желают подчиниться окружающей среде, достойно лучшего применения. Поведенческие стереотипы прошлых лет и мест получают прописку в новой жизни. Более того, входя в противоречие с общепринятыми стандартами, наш соотечественник бравирует своим, как ему кажется, революционным нонконформизмом. Опоздать на деловую встречу (святое, если речь идет о своем же земляке), схалтурить (если уверен, что не заметят) – все это не что иное, как психологическая эмиграция туда, где это было возможно и, к сожалению, распространено. Я не идеализирую ни немецкое общество, ни российское, ни какое-либо другое. Члены общества не обязаны любить друг друга, утирать друг другу слезы в тяжелую минуту, но они стараются уважать интересы свои и ваши, делая жизнь комфортной.

«Эмиграция – это тяжелое испытание», – сказала подруга, прожившая в Канаде двадцать с лишним лет и сделавшая там карьеру. Под испытанием она, видимо, имела в виду постоянный процесс работы над собой, который на чужой почве отнимает особенно много сил. И эти заметки не об отказе от собственного характера и забвении корней, а о необходимости быть обучаемым. Особенно когда есть чему поучиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
948
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
905
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
757
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
862

Другие новости