0
2276
Газета Стиль жизни Интернет-версия

15.01.2013 00:00:00

Провинциальные ипостаси

Татьяна Семашко

Об авторе: Татьяна Михайловна Семашко - журналист-кинокритик.

Тэги: история, соль


история, соль Соляные реки текут уже не первое тысячелетие на благо людям.
Картина художника Е.Корнеева «Солеварни в городе Соликамске».1810 г.

Как гордо говорят местные жители, «Соликамск – это вам не какая-нибудь глушь! Всего 200 километров от Перми». Вот мы и едем из Перми в Соликамск, чтобы попасть на праздник соли. Соликамск невелик, но у него много красивых званий. Все заслуженные и официально признанные.

Еще в ХVII веке Соликамску был дан статус поморского города, хотя, казалось бы, ближайшее море ой как далеко. На самом деле – недалеко. На глубине каких-то 100 метров под ним то самое великое Пермское море, давшее название целому периоду в истории Земли. Именно из-за него возникло здесь одно из крупнейших месторождений соли, от которой, разумеется, и пошло имя города. Да что там имя – соль породила и сам город. Здесь ее добывают с незапамятных времен, даже на гербе «колодец для вынутия соли».

Вот еще одно звание: «Соликамск – соляная столица России». Создана Ассоциация соляных городов России и Польши, а недавно открылся Музей истории соли. Это старинный Усть-Боровский солеваренный завод – памятник промышленного деревянного зодчества (ныне объект культурного наследия федерального значения), заложенный вятским купцом Рязанцевым.

Благотворительную акцию в поддержку музея постарались сделать настоящим праздником. Несмотря на ледяной ветер, дующий с Камы (завод расположен на берегу великой реки), народ толпится у торговых рядов с местными сувенирами, участвует в «аукционе соли». Здесь же проходят разнообразные концерты, но, безусловно, самое интересное для нас, приезжих, – экскурсия по новому музею. Здесь сохранена технологическая цепочка солеварения XVII–XIX веков – и оборудование, и строения: рассолоподъемная башня, варницы, соляной ларь… Вам подробно расскажут о солеварах и соленосах (в числе которых были и женщины, о чем свидетельствуют здесь старинные фотографии), переносивших за день на своих плечах от 70 до 100 пудов соли. Это о них сказано – «пермяк – соленые уши». Дело в том, что у соленосов, таскавших на спине мешки с солью, уши распухали и краснели, поскольку соляная пыль просачивалась через мешковину. Именно по этим выразительным ушам на ярмарках России узнавали жителей Пермского края, и соликамцев в частности.

Сегодня, если вложить средства, можно оживить процесс старинного солеварения. И мы попробуем соль, сваренную по дедовским рецептам: соликамцы уверяют, что соль бывает разной по своим качествам, а здешняя – самая правильная и вкусная. Усть-Боровский завод действовал до 1972 года, и, может быть, кто-то еще помнит большие серые пачки с надписью «Каменная соль № 1», которые наши мамы и бабушки покупали в магазинах для консервирования огурцов, грибов, помидоров, говорили, что с ней банки никогда не взрываются. Эта соль отсюда. Со временем технологии несколько усовершенствовались, но в целом старинный процесс солеварения законсервировался. Сейчас завод превратился в музей, старина оказалась для него важнее модернизации.

Соль, как известно, извлекают из скважин. Самая знаменитая в городе – Людмилинская скважина, названная именем жены Ивана Васильевича Рязанцева. В ней – калийно-магниевые соли, вода поэтому целебная. Здесь люди полощут горло, купаются круглый год (зима им не помеха!) и, как уверяют в городе, выздоравливают от разнообразных болезней. «Мы стоим на рассолах, поэтому нет высотных домов», – говорят жители. Нет высотных домов – это чтоб не провалиться в подземное море…

Сегодня музеи частенько создают там, где предприятия разрушены и рабочих мест нет. Туризм, по мнению некоторых городских властей, может дать средства к существованию даже самому захиревшему городу. В Соликамске все иначе: здесь работают крупнейшие промышленные предприятия, такие как «Уралкалий», Соликамский магниевый завод, «Соликамскстрой» и другие – рабочих рук не хватает, а музеи создаются не из необходимости, а из любви к истории. Хотя история города хранит и немало печальных страниц. Другие памятники в этом краю связаны с ГУЛАГом – недалеко, в Красновишерске, Музей Варлама Шаламова. Где-то в этих краях был убит Михаил Романов, брат последнего императора. Здешние земли знамениты именами своих узников. Соликамск – не только соляная, но и лагерная столица. Как это по-русски, горько, солоно: «Царь да Ермак, да Сибирь, да тюрьма…» Да, и этап. Через Пермскую губернию с давних времен направлялись в Сибирь ссыльные да каторжные, в числе которых и протопоп Аввакум, и князь Меншиков. Вот такая слава у города (и не у него одного) – соленая да горькая.

Одно из последних званий, официально присвоенных Соликамску, – Центр культуры Пермского края. И дело не только в количестве музеев, библиотек, спецшкол с художественным уклоном, разнообразных центров туризма и массовых культурных мероприятий. Еще в древности жители Соли Камской гордились красотой города. «Соликамск-городок – Москвы уголок» – поговорка утверждала, что по обилию храмов он походил на Москву. И, действительно, центральная площадь с легкой белой колокольней и силуэтами храмов создает ощущение праздничности и торжественности, смягчая пустынный и бесприютный пейзаж. В городе даже есть такое диво для северной земли, как мемориальный, первый в России оранжерейный ботанический сад, заложенный уральским заводчиком Григорием Демидовым в 1731 году. Да, Московский и Санкт-Петербургский сады старше, но они создавались как аптекарские огороды, здесь же – именно сад с полной коллекцией растений России и около тысячи их видов из Южной Европы и Африки. И не случайно на мемориальной доске, установленной на церкви Иоанна Предтечи, Григорий Демидов изображен с ананасом в руках – в Соликамске выращивали пять видов этого фрукта. Это, наверное, чтобы подсластить ананасами насквозь просоленную жизнь.

Говорят, в Соликамске изобрели самовар – опять-таки неплохая приманка для туристов. Впрочем, здесь не склонны преувеличивать возможности успехов на туристической ниве: «Соликамск не блещет столичным лоском, в «демисезон» огорчает невнимательных к истории родной земли жителей и заезжих гостей угрюмостью и скукой», – честно говорится в большой красочной книге о городе. При въезде в Соликамск высятся терриконы – это порода, отработанная соляными шахтами. Белесая пыль от них разлетается во все стороны и экологию, надо признаться, не улучшает. Здесь соль везде – под ногами и в воздухе…

Вообще говоря, прямая польза от Музея соли совершенно не очевидна. В самом деле, не будут же проводить в нем свои выходные дни горожане, добрая часть жизни которых и так связана с солью. И трудно представить себе толпы туристов, преодолевающих все тяготы северного климата ради знакомства со старинным соляным производством. Но есть в жизни что-то очень важное помимо практической пользы. Музей придает монотонному течению дней форму и смысл. Он хранит утраченное время – пусть даже для немногих. Вот она, история людей, которые добывают соль. Соль, незаметную часть нашей жизни, о которой мы никогда не задумываемся, но без которой не могли бы обойтись. Вот они, эти дни, они не ушли, не растаяли, не были потрачены напрасно. Они остались в мешочках с крупной солью, в ее неповторимом вкусе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
939
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
894
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
751
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
852

Другие новости