0
1635
Газета Стиль жизни Интернет-версия

04.12.2012 00:00:00

Позвоните завтра

Александра Самарина.
Зав. отделом политики "Независимой газеты"

Об авторе: Александра Яковлевна Самарина - заведующая отделом политики "НГ".

Тэги: бюрократия, чиновники


бюрократия, чиновники Для сохранения душевного покоя можно и посмеяться над собой...
Фото PhotoXPress.ru

Иногда меня обуревает желание помочь государству стать более дружелюбным, поправить явный ляп, избавить от ошибки и напрасных хлопот.

Лет десять получаю регулярно от районной инспекции «письма счастья» – требование немедленно уплатить налог на какую-то квартиру по Ялтинской улице. Имя получателя на конверте совпадает с именем прежнего хозяина моего жилья. Сначала пыталась звонить. Меня долго не понимали, потом благодарили и обещали внести правку в списки.

Но! Через полгода на наш адрес пришло новое послание – суммы штрафа все увеличивались, потом начались угрозы судом, потом и повестки пошли. Я отправилась в налоговую, потребовала вызвать сотрудника отдела, рассылающего письма. Через пару минут из-за стекла на меня смотрела пожилая усталая женщина с измученными глазами. Объяснила: у них только такие списки… Других данных о местопребывании должницы нет… Не посылать писем не имеют права… То, что государственная машина, пусть на таком крошечном участке, крутится вхолостую, похоже, волновало только меня.

А вот еще... Простейшая операция с оплатой телефонного счета превратилась для меня в цепь нелепых, выматывающих душу и крадущих время приключений. Отключенный стационарный телефонный аппарат требовал срочной ликвидации задолженности в 150 руб. Терминал в отделении Сбербанка 22 ноября выдал чек – но на следующий день трубка домашнего телефона продолжала молчать. Набрала МГТС с мобильника, услышала после оглашения длинного списка предложений о ненужных услугах знакомое: «Связь будет установлена через 9 минут…» Объяснила суть проблемы, назвала номер счета, номер отделения банка, время оплаты – 14 часов 35 минут. Вежливый оператор успокоил: он отправил заявку, телефон включат через два-три часа.

На следующий день телефон все так же молчал. Вежливая девушка-оператор «обрадовала»: «Оплата не прошла, идите в свое отделение Сбербанка, пишите заявление».

Жду пятницы, выходного – расписание банка совпадает с рабочим. В четверг, накануне похода, хочу уточнить детали в МГТС. Где ошибка? Как заплатить, чтобы дошли наконец эти деньги по назначению? Разговор продолжается 25 минут. Каждый новый оператор начинает вежливо: «Меня зовут Сергей (Наташа, Света, Валя…). Чем могу помочь?» Повторяю заново историю вопроса, навязшую в зубах. Снова и снова слышу в ответ вежливую фразу, которая выглядит уже наглой и даже издевательской: «Подождите, я переключу вас на другой отдел. На этом я с вами прощаюсь, всего вам доброго…» Заключительный аккорд прозвучал так: «Позвоните завтра, мы соединим вас с Единым расчетным центром, сегодня он уже закрыт».

На следующий день тащусь в банк. Навстречу бросается сотрудник в белой рубашке, на лице приветливая улыбка: «Чем могу помочь?» Объясняю – это он неделю назад посоветовал оплатить счет по терминалу, стоящему рядом. Слышу в ответ: «Наше отделение не виновато! Виноват терминал!» Пишу заявление, сую в окошко, слышу в ответ строгое: «Будет рассмотрено в течение 30 дней».


Заученно-теплые интонации в голосе чиновника уже никого не обманывают и не обнадеживают.
Фото PhotoXPress.ru

Телефон молчит и сегодня. Чувствую себя склочницей. Заплатила бы опять – но как избежать новой ошибки, если не знаешь, где и кто допустил прошлую? Почему крупная компания, будь это МГТС или Сбербанк, не продумал простой операции: убедившись в наличии квитанции, извиниться перед клиентом и засчитать оплату, вместо того чтобы ввергать человека в бесконечную бюрократическую карусель? Чем отличается нынешний порядок от советского? Белой рубашкой клерка?

Люди боятся фантазии властей, даже когда она выглядит безобидно и разумно. Чем закончилась эпопея с установкой домашних счетчиков учета горячей и холодной воды? Сначала в помещениях районных отделений ЕРЦ посадили мелкие фирмочки, запросившие по 4,5 тыс. на установку этих самых счетчиков. При этом уже установленное оборудование в новых домах объявлено было недействительным – гражданам объяснили, что пользоваться системой индивидуального учета получат право только те, кто заплатит за установку заново. И вот теперь объявлено, что владельцы счетчиков будут платить за тех несознательных граждан своего подъезда, которые их не поставили. Деньги, которые государство не может получить с несознательных владельцев жилья, оно получит с сознательных. Записав их в «общедомовые нужды». Мол, следите, граждане, сами за своими соседями.

Возможно, я чувствовала бы себя совсем глупо, если бы на каждом этапе моих мини-поединков с государством и аффилированными с ним компаниями не выяснялось – я далеко не одна в своих мытарствах. Следом за мной стояли в очередях граждане, которые немедленно включались в разговор, рассказывая о собственных аналогичных историях. Все мои друзья, без исключения, становились в тот или иной момент жертвами нелепых правил, вежливого хамства и глубокого пренебрежения чиновников. А сколько граждан, не проявивших моей настырности, молча платят по «ошибочным» счетам?

В этой ситуации главное – понять неизбежность хеппи-энда. Когда-нибудь все это устаканится. Россия не может свернуть с общей дороги – через пень-колоду она двигается по пути мировой цивилизации. Только очень медленно. Беда в том, что государство сосредоточилось пока только на явных и видимых проявлениях недовольства. Придумываются все новые дела для «болотников». Предлагаются безумные штрафы для водителей и кощунниц. Судят зарубежных поп-звезд. Весь этот карнавал заслоняет тлеющее массовое неудовлетворение россиян дискомфортом повседневной жизни. Оно может никогда не выплеснуться наружу бунтом.

Но отчуждение от власти и чувство беззащитности перед патронируемыми ею монополистами растет. Человек разумный становится человеком обороняющимся. А жизнь проходит.

Среднестатистический россиянин привык сражаться. Чаще всего с государством и действующими под государственным зонтиком компаниями. Это очень мешает воспитанию в гражданах патриотизма и понижает их восприимчивость к национальной идее. Поэтому когда последняя появится на свет, население может оказаться к ней неготовым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
506
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
571
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
352
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
441

Другие новости