Рассказ о еврейской истории с самого начала.
Фото РИА Новости
Начну издалека. Много лет назад я побывал в Еврейском музее в Кракове. Музей был открыт в огромном здании одной из бывших синагог. Здесь хранились предметы культа, когда-то принадлежавшие краковским евреям, а на всем пространстве молитвенного зала были размещены фанерные изображения тех, кто некогда обитал в иудейском квартале и исчез в огне Холокоста. Среди этих призраков прошлого бродили немногочисленные туристы.
Я вспомнил об этом, когда отправился в открытый недавно в Москве Еврейский музей. О торжественном открытии музея при участии Шимона Переса много писали, а мне захотелось увидеть экспозицию в первый день, когда она стала доступна для всех. Так что я пришел музей посмотреть не из толпы журналистов, а глазами обычного посетителя.
Мне кажется, устраивать Еврейский музей в Москве еще рискованнее, чем в Кракове. Там когда-то жили десятки тысяч евреев, и пусть в наши дни от них остались лишь картонные тени. В Москве же еврейства в его исконной, патриархальной форме почти и не было, сначала из-за черты оседлости, а потом из-за ассимиляции в советском обществе. Неудивительно, что организаторы московского музея взяли на вооружение тот же принцип театра теней. Только примитивные фото на фанере сменились плазменными панелями и голограммами, на которых движутся и звучат фигуры: актеры разыгрывают роли в сценках по мотивам прошлого. Впрочем, посредством специальных проигрывателей можно услышать голоса реальных людей с рассказами об их жизни. Как говорят организаторы музея, весь аудио- и видеоматериал рассчитан на 18 часов непрерывного воспроизведения. Трудно представить себе настолько любопытного посетителя, который бы решился проверить достоверность этих слов. Все эти технические премудрости рассредоточены на огромном пространстве бахметьевского Гаража.
Но обо всем с начала. С начала – это прямо с сотворения мира. Посещение музея открывается просмотром ролика – по технологии, которую чаще можно встретить на аттракционах в городских парках, чем в музеях. При помощи анимации в десятиминутном кинорассказе дана библейская история от дней Творения до рассеяния евреев. Пока зритель смотрит мультик на экране сквозь очки 3D, его кресло качается и содрогается, в лицо дует ветер, брызжут капли воды, и зал с шипением окутывает туман.
═ У каждой эпохи свои символы. Фото ИТАР-ТАСС |
Следующий блок экспозиции – представленные в форме инсталляции ключевые понятия еврейского местечка Восточной Европы. Здесь все построено на интерактивных технологиях. Притронулся к предмету на субботнем столе – и на экране возникает голографическое движущееся изображение религиозной семьи, совершающей тот или иной обряд встречи шаббата. На стенде, представляющем профессии местечка, можно подобрать себе костюм портного или раввина, вас фотографируют, и гротескное изображение костюма, в которое вписано ваше лицо, продадут на выходе из зала.
Историческая экспозиция – от дореволюционной Одессы до массовой эмиграции из СССР – размещена вдоль стен Гаража. Основа этих залов – тоже различные гаджеты, хитроумно обыгрывающие символы той или иной эпохи. Например, в зале, посвященном первым советским десятилетиям, проекторы на потолке размещены в форме пятиконечной звезды. Они проецируют на такую же пятиконечную плоскость имена советских деятелей еврейского происхождения. Тронул имя – на поверхности высвечивается краткая информация об этом деятеле.
Или другой зал. Здесь посетитель может получить представление об атмосфере 70-х годов, разговорах об отъезде в Израиль, «отказниках». В антураже советской квартиры появляются голографические фигуры – то обывателей, рассказывающих еврейские анекдоты, то хозяйки, напевающей песенки на идиш во время приготовления обеда.
Эмоциональный центр исторической экспозиции – широкий киноэкран, где рассказывается о Великой Отечественной войне и вкладе евреев в Победу. Бесконечная трансляция хроники сопровождается голосами участников войны и свидетелей геноцида евреев на территории Советского Союза. Напротив киноэкрана – маленький павильон, посвященный жертвам нацизма. Здесь каждый посетитель может зажечь поминальную свечу. Я тоже поднес огонь к фитилю, вспомнив, что в то же самое время Патриарх Кирилл участвует в церемонии возжигания Вечного огня в комплексе «Яд ва-Шем» в Иерусалиме. Кстати, поминальный павильон чем-то напоминает израильский комплекс, посвященный Холокосту. Только в Москве поминаются имена всех советских граждан, погибших во время войны, не только евреев.
Журналисты, писавшие об открытии этого объекта, называли его «еврейским музеем толерантности» и даже «российско-еврейским музеем толерантности». Действительно, организаторы высказывали надежду, что знакомство с еврейской историей в залах музея будет способствовать росту терпимости среди москвичей. Но музей все-таки посвящен евреям в России, и при нем как отдельный объект организован Центр толерантности.
═ Массовая эмиграция превратила еврейство России в виртуальный мир. Или нет? Фото предоставлено пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности |
Это отгороженный уголок, куда я тоже зашел и который оставил во мне чувство какой-то незавершенности. Что же там есть? Экран, на котором периодически демонстрируют два короткометражных фильма на тему межнациональных отношений и отношения к людям с ограниченными возможностями. По результатам просмотра можно участвовать в опросе, который покажет уровень вашей толерантности. Еще у посетителя есть возможность воспользоваться индивидуальным «планшетом» с наушниками и там опять же смотреть один из двух роликов, пока на большом экране демонстрируют другую короткометражку. В этом уголке терпимости я не обнаружил посетителей.
Кстати, общее впечатление от музея таково, что там нет экспонатов в привычном смысле этого слова. Он сотворен из ничего. Только интерактивные «примочки», собранные в такой причудливый технологический букет, какой, наверное, не встретишь и в Сколкове. Все-таки слово «музей» у среднестатистического россиянина ассоциируется с хранением и демонстрацией ценных предметов материального мира или искусства. Впрочем, это, наверное, проблема всех музеев, посвященных евреям Восточной Европы. Существующее в массе своей, вопреки широкому предубеждению, в бедности восточноевропейское еврейство оставило прежде всего интеллектуальное наследие. Все, что было художественно ценного, давно имеют в своих фондах крупнейшие мировые музеи.
Наверное, единственное, что остается организаторам таких объектов, – это широкомасштабная и замысловатая инсталляция.
Зато получился занимательный аттракцион, который наверняка порадует школьников. Здесь надеются на организованные группы учащихся московских школ. Работают одновременно несколько касс, видимо, в ожидании наплыва организованных посетителей. Так вот, высокотехнологичные голографические евреи совершенно точно не способны вызвать никаких отрицательных эмоций. Так что виртуальному музею обеспечена стопроцентная толерантность.