0
3437
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.11.2012 00:00:00

Театральный "Кордон"

Елена Сафронова

Об авторе: Елена Валентиновна Сафронова - прозаик, литературный критик, журналист.

Тэги: пушкинские горы, музей, туризм


пушкинские горы, музей, туризм На литературно-театральный фестиваль – туда!
Фото автора

Это мой стиль жизни уже два лета. Стиль жизни целой недели в начале августа.

Сначала – сутки автомобильного пути по Новорижке. Расстояние можно преодолеть за ночь (или за день), если врубить четвертую скорость и по сторонам не смотреть. Но мы с мужем предпочитаем ехать медленно – не 40 км/ч, но с чувством, с толком, с расстановкой, порой сворачивая с дороги и оглядывая встречные поселения. Вопреки распространенному в столице убеждению, за МКАД жизнь только начинается. У дороги, у городишки, у деревни, у дикого приозерного пляжа – свое лицо. Созерцание улыбок, а то и гримас родной страны и ее природы настраивает на лирико-философский лад. Это как раз то настроение, с которым стоит приезжать на Псковщину, в заповедную землю Пушкиногорье (выражаясь официальным языком, Пушкиногорский район Псковской области).

В Пушкинских Горах мы уже два лета не спешим к научно-культурному центру Музея-заповедника имени Пушкина, не сворачиваем в Михайловское либо Тригорское – оставляем это «на потом». Проезжаем поселок Пушкинские Горы по его длинной главной улице (естественно, имени Ленина) и оказываемся среди полей, где живописно петляет дорога. В этом году на ней постелили асфальт – интересно, кстати, сколько он пролежит? Когда придется вновь вспоминать самую известную, наверное, характеристику России (что в ней две беды – дороги и сами знаете кто), приписываемую в числе прочих возможных авторов и гению здешних мест Пушкину? Есть и более радикальная версия – якобы эту фразу бросил в сердцах император Николай I, прочтя книгу маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году» – потому что ожидал от французского гостя похвал в адрес своего правления, а получил серию карикатур на высший свет и абсолютную монархию. Впрочем, и Александр Сергеич «отметился» в дорожной теме (в седьмой главе «Евгения Онегина»): «Со временем… дороги верно/ У нас изменятся безмерно… Теперь у нас дороги плохи…» Срок давал для изменения дорог – всего ничего – «лет чрез пятьсот»; но они еще не миновали.

Однако мы отвлеклись на злободневную тему – а меж тем поздним летом на Псковщину едут не за злободневностью, а за вечными ценностями! Тем более что асфальтовая дорога нужна всего-то два километра. На третьем километре с ней пора прощаться и сворачивать на грунтовку – через поле, дальше в лес. Там метров пятьсот плавной тряски онегинского возка – и мы на месте. Место обозначено броским деревянным указателем «Лаборатория искусств «Кордон-2». Сюда-то мы и стремились.

Первый кордон был, видимо, «точкой» лесника. Второй стоит на страже более широких понятий – вплоть до экологии духа. Лаборатория искусств «Кордон-2» – это общественная некоммерческая организация, существующая на Псковщине с 2004 года, а с 2005 года организующая Малый международный театральный фестиваль «ЛИК» в начале августа. Фестиваль «зовут» так же, как ласково меж собой лабораторию, однако – оцените каламбур!.. Не маски театральные – а ЛИК!

ЛИК – это партнерство (братство? Рыцарский нетайный орден?) Петра Быстрова (художника, скульптора, актера), Григория Кофмана (артиста, режиссера Русского Берлинского театра), Иосифа Будылина (музейного работника, культуролога, академика Российской академии естественных наук) и еще нескольких человек. ЛИК основывается на принципах работы первого директора (с 1945 по 1993 год) Пушкинского музея-заповедника Семена Гейченко. Он устроил в усадьбе Михайловское открытый «Зеленый зал» для встреч с гостями заповедника, поэтических чтений и неформального общения. Спустя десять лет после смерти Семена Степановича рыцари ЛИКа возродили начинание – только еще неформальнее и еще открытее – на территории около 1800 кв. м, принадлежащей художнику Петру Быстрову, сотруднику музея-заповедника со времен Гейченко. За тридцать с лишним лет Быстров поставил на поляне дом для проживания – «лавку лесного художника», сопряженную с творческой мастерской, «зеленый театр» со сценой, баню по-белому, летнюю кухню под навесом и несколько сногсшибательных деревянных скульптур: «Человек-скворечник» (портрет Гейченко), «Пушкин стремительный», «Няня Пушкина». Ими теперь любуются гости фестиваля. Не устают фотографировать.


«Пушкин неистовый» работы художника Петра Быстрова на лесной поляне.
Фото автора

На этой поляне каждый год проходят «интерактивные» культурные действа. Малый международный фестиваль «ЛИК» в 2012 году состоялся восьмой раз. С лета 2007 года на «Кордоне-2» проходят практику студенты творческих вузов. С 2007 года (Года русского языка в Михайловском) «Кордон-2» организует праздники поэзии – в день рождения Пушкина, 6 июня. Неформальных праздников прошло уже пять. Они никоим образом не конкурируют с «официальными» Пушкинскими днями в заповеднике, наоборот, дополняют их: для зрителя-то два праздника лучше, чем один!

Я не имела чести быть знакомой с Семеном Гейченко, но мне кажется, что его мечтой были как можно шире открытые «двери» Пушкинского заповедника – разумеется, в смысле фигуральном, ибо заповедник – это не только несколько усадеб с их парками, но и леса, холмы, река Сороть и деревья – три сосны, например, вошедшие в хрестоматийное стихотворение Пушкина. И небо, которое то «блещет», то «осенью дышит», то «мглою кроется»… Теперь оно «укрывает» фестиваль «ЛИК», умудряясь – вы не поверите! – обходиться в течение семи дней без дождя. Два года подряд гостя на ЛИКе, наблюдаю потрясающий феномен: неделя роскошной погоды, на восьмой, заключительный, день – дождь; природа расстраивается, небо плачет.

Что «распахнутее» воплотит в жизнь мечту Гейченко, чем театральный фестиваль в лесу? Артисты проживают в палатках прямо на поляне, зрители вольны выбирать – поселиться в палатке рядом с творческим цехом или снять угол в Пушкинских Горах, ибо до «театра» вечером близко, а вход – и, главное, выход – всегда свободен. Летом Пушкинские Горы и окрестные села, что твой Сочи, живут ради туристов, предоставляя им комнаты и койки. Но на поляне-то жить гораздо интереснее: непринужденно знакомишься не только с результатами работы артистов, но и с самим процессом, с репетициями, занятиями, мастер-классами и лицами актеров без сценических «личин». В этом году, например, наблюдая за репетицией лабораторной работой молодых режиссеров Натальи Постоваловой и Бориславы Шаровой, спектаклем «Дорога», собранном из четырех рассказов Чехова: «Горе», «Ведьма», «Егерь», «Спать хочется», – мы практически дословно запомнили эти рассказы. А то, знаете, дома перечитать классику все недосуг… А тут – самый настоящий культурный досуг. За тягучие летние дни успеваешь посетить музеи (с прошлого года в Пушкиногорье появился и Дом-музей Сергея Довлатова), объехать либо обойти окрестности, налазаться по крепостям Изборска и Порхова… посматривая на часы, чтобы ровно к семи вечера быть в зрительном зале.

Необычный формат театрального фестиваля привлекает не только зрителей – ведь не будь на «Кордоне-2» насыщенной программы зрелищ, нечего было бы там делать и публике. За время, что созывается фестиваль «ЛИК», в нем приняло участие более 70 театральных коллективов (более 260 человек) со всей России и из восьми европейских стран, в особенности из соседних стран Балтии и Белоруссии. Эта гвардия сыграла более 100 спектаклей и «сольников» для взрослых и детей – которых прошло через поляну почти 18 тыс. человек. А спектакли, даром что играются в лесном неофициальном формате, ставятся чуть ли не с большей ответственностью, чем в рабочую пору в театрах. Лаборатория «Кордон-2» занята поиском принципиально новых методик в постановках: здесь инсценируется проза (от Маркеса до Павича), стихи (от Рубцова до Бродского), «театральный джем» из номеров разных жанров. Таким образом, зрители получают полное представление, что сейчас в театре актуально – а что вечно. И потому многие ценители театра возвращаются сюда каждый август. Стиль жизни, ничего не поделаешь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1464
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1669
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1776
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4090

Другие новости