Об антиамериканских протестах знали далеко не все молодые люди, но из высеченной искры может возгореться нешуточное пламя.
Фильм «Невинность мусульман» вызвал бурю протеста в исламском мире. Через неделю после первых волнений на Ближнем Востоке волна беспорядков докатилась и до Индонезии.
Хотя «волна», наверное, сказано слишком сильно. Вечером в пятницу, 14 сентября, мы, российские студенты, обучающиеся по обмену в индонезийских вузах, стали получать сообщения от взволнованных друзей и родственников. «Вы там живы?» – лаконично интересовались друзья. «Доченька, я читаю новости, в Джакарте какие-то мусульманские протесты, ты не пострадала?» – писала мама моей соседки по комнате.
Мы переглянулись и обратились к Интернету. Доступ в Сеть в Индонезии – тема особая, поэтому ничего о протестах в Джакарте нам узнать не удалось. На следующий день мы уехали осматривать достопримечательности Джакарты и совершенно забыли о происшествии. Подумаешь – собрались несколько сотен индонезийских девочек в исламских накидках-джильбабах у здания посольства США, выразили свою позицию – так это, как сказал мой индонезийский приятель Йодха, в Индонезии обычное дело.
Однако в понедельник последовало продолжение. Толпа в несколько сотен протестующих собралась у посольства США в Джакарте. Демонстранты закидали здание бутылками с зажигательной смесью, исписали забор антиамериканскими лозунгами, а флаг Соединенных Штатов сожгли. Находившиеся на месте стражи порядка некоторое время не вмешивались. Лишь когда ситуация грозила выйти из-под контроля, полиция применила водометы и слезоточивый газ. В результате 11 демонстрантов и полицейских получили ранения.
А мы, находясь в студенческом городке в 30 минутах езды от Джакарты, снова ни о чем не знали. Несмотря на то что кроме индонезийской столицы подобными акциями были отмечены Чиребон (город на Западной Яве), Макасар (административный центр провинции Южный Сулавеси), а также некоторые регионы Южной Суматры, индонезийцы отнеслись к протестам против антиисламского фильма довольно равнодушно. Безуспешно расспрашивала я на следующий день моих приятелей из главного университета страны Университас Индонезия. «Пикет в Джакарте? – нахмурил брови Ангги, студент с кафедры русистики. – Не слышал. Из-за какого фильма?» Я позвонила в студсовет университета мусульманину Ади: «Не понимаю, о чем ты говоришь, что за фильм? – недоумевал он. – Что-то связанное с выборами губернатора Джакарты?» Выборы были назначены на четверг и, кажется, волновали студентов куда больше нашумевшего фильма.
А вот в Интернете страсти кипели нешуточные. В четверг Министерство коммуникации и информации Индонезии обратилось к компании Google с просьбой заблокировать доступ к ролику. Что и было сделано вечером следующего дня. Кроме этого, в пятницу, 21 сентября, были временно закрыты все представительства США в Индонезии, а Австралия призвала своих граждан соблюдать осторожность.
Наконец, почти через неделю после акций протеста в Джакарте мне удалось встретиться с представителями Исламского общества Университас Индонезия – «Салам УИ». Студенты в Индонезии (как и во многих других странах) являются самой социально активной группой общества. Если кто и мог участвовать в беспорядках в Джакарте или знать кого-то, кто был у здания посольства США 17 сентября, – это были члены Исламского общества крупнейшего индонезийского университета.
У студентов в Индонезии взрывной характер. Фото AFP |
Мы встретились в здании «Центра Вахида», на стенах которого висели призывы к межрелигиозному диалогу. Абдуррахман Вахид был четвертым президентом Индонезии (1999–2001) и главой «Нахдатул улама» – крупнейшей индонезийской мусульманской организации, стоящей на позициях традиционалистского ислама. Вообще умеренных мусульман этой страны можно разделить на две группы: традиционалисты, представленные движением «Нахдатул улама», и модернисты, собранные главным образом в организации «Мухаммадия». В ситуации с беспорядками в Джакарте умеренные мусульмане, представленные главной мусульманской организацией Индонезии Советом алимов – Маджелис улама Индонезия (МУИ) и Институтом Вахида, осудили действия создателей фильма, но вместе с тем призвали мусульман Индонезии сохранять спокойствие. Сами акции протеста были организованы весьма неоднозначными, даже с точки зрения многих индонезийских мусульман, движениями: Фронтом исламской уммы (ФИУ), Фронтом защитников ислама (ФЗИ) и «Джамаах Аншорут Таухид» (ДАТ). Организаторы призывали людей выйти на улицы в белых одеждах и вынести смертный приговор создателям фильма. Эти объединения выступают за введение в поликонфессиональной Индонезии шариата.
«Ребята, как вы относитесь к акциям протеста в Джакарте?» – спрашиваю я моих новых индонезийских знакомых из «Салам УИ». «Мы поддерживаем людей, которые вышли на улицы города, чтобы защитить честь ислама. Но мы осуждаем те методы, которыми они это сделали», – говорит глава международного отдела Исламского общества Университас Индонезия Ризка Фитри Нуграхени. «Как вы вообще относитесь к деятельности ФЗИ и ФИУ?» – спрашиваю я, надеясь на строго отрицательную реакцию. «Поддерживаем в целях, но не в методах», – отвечает Ризка с приветливой улыбкой.
Получается, студенты ведущего индонезийского университета поддерживают создание в Индонезии исламского государства. Да, конечно, ребята, с которыми мне довелось беседовать, против применения насилия, но это студенты ведущего университета страны. А подавляющая масса населения Индонезии не обладает достаточным гражданским самосознанием, чтобы отличать собственные интересы и цели от мнения и образа действий, которые им пытаются навязать те или иные политические силы.
Таким образом, есть все основания согласиться с политическим обозревателем на Ближнем Востоке Зухари Мисрави, который полагает, что фильм «Невинность мусульман» принес выгоду правым в США и радикальным мусульманам, которые в очередной раз получили возможность представить себя в качестве единственных защитников ислама. Это утверждение верно и для Индонезии, где ситуацией не преминули воспользоваться исламистские организации вроде Фронта защитников ислама, Фронта исламской уммы и «Джамаах Аншорут Таухид».
Беседы с индонезийскими студентами показали мне, что из искры, высеченной исламскими радикалами, может при сочетании необходимых факторов разгореться нешуточное пламя. Пусть на этот раз индонезийская молодежь осталась в целом равнодушна к политической буре по поводу фильма, но не исключено, что мне рано или поздно придется стать свидетелем уличных страстей.