Через Тису можно перейти по узенькому мостику, качающемуся под ногами...
Фотографии предоставлены автором
Тиса у меня всегда ассоциировалась с «Тиса-экспрессом», за полтора суток довозящим желающих из Москвы до Будапешта, а также с невзрачной рекой, чье пересечение на рассвете возвещало о том, что надо бы проверить, те ли паспорта вернули украинские пограничники после трехчасового их изучения (благо столько времени требуется на смену колес). Тиса протекает на этом отрезке венгерско-украинского кордона, чтобы затем пересечь всю Венгрию и очутиться в Сегеде, на границе с Сербией.
По всему этому маршруту в течение пяти уик-эндов этого лета энтузиасты велосипедного туризма – «Академия приключений» – предлагали серию походов «За экологическое равновесие долины Тисы». «Академия приключений» проводит такие походы не первый год, совмещая велосипедный туризм с греблей, посещением парков приключений и экологическими программами. Особенностью этого года было то, что – благодаря поддержке Европейского союза по развитию региональных программ – жители венгерских провинций получили возможность бесплатного участия (да и с тех, кто живет в столичном регионе, сумма взималась скорее символическая). В результате событие приобрело поистине массовый размах. «Платой» за все это, конечно, было активное просвещение народа по части экологии. «Задания по экологии» были обязательной частью маршрутного листа каждой из команд, а вот захотят ли участники, чтобы их переправили через Тису на канате, решатся ли они пройти по подвесному мосту, готовы ли они грести на каноэ, – это уж их личное дело. Не говоря уже о дегустации продуктов местного производства. Хотели, конечно, все, и после перегонов по 10–15 километров от одного пункта к другому, в прибрежных рощицах выстраивались очереди к «экологам», пожарным, за веслами и за защитными шлемами...
Нам достался, пожалуй, самый лакомый кусок всего маршрута – одноименное с рекой озеро. Венгры, кстати, не очень любят Балатон, утверждая, что если там не говоришь по-немецки, то к тебе даже официант не подойдет. А на озере Тиса все по-свойски (хоть практически в той же цене). И другая природа. Буйство зелени, в которое особенно трудно поверить после перегона по знаменитой венгерской степи с ее знойным ветром, выжженной травой и перекати-поле. А озеро – окружено густыми зарослями ив, где находят приют многочисленные рыболовы. Северную его часть почти полностью покрывает слой водяного каштана – такой плотный, что, кажется, по нему можно ходить. Здесь устроен заповедник, где по проложенным в зарослях тростника деревянным дощечкам можно походить и послушать, как раньше водяной каштан – совсем как чеховскую вишню – варили, жарили, сушили или ели прямо сырым. Ветер гуляет в камыше сухим треском, заставляя чувствовать себя в какой-то метафизической Японии.
Правда, на последнем привале ученый и харизматическая личность всего связанного с Тисой экодвижения Петер Балог рассказал, что вся эта сказка, увы, ненадолго и что «если все так дальше пойдет», то Тису ждет судьба других – уже пересохших – венгерских рек. По его мнению, все предпринимаемые меры по борьбе с половодьем не только паллиативны, но и просто-напросто пагубны, поскольку не дают реке разливаться так, как положено, питая влагой близлежащие территории, в которые иначе в течение года вода почти не поступает.
...а можно и еще более экзотическим способом, для любителей острых ощущений. |
Действительно, мучения, связанные с половодьем, были в последние годы чуть ли не постоянной темой в венгерских СМИ. Долина Тисы в массмедиа представала как беднейший район, из которого жители бегут, спешно распродавая свое имущество за копейки. На поверку оказалось, что – по крайней мере в районе одноименного озера – это далеко не так. Наш путь проходил по ухоженным, гордящимся своей историей маленьким селеньям, умеющим конвертировать традиции в культурный капитал. В Сёлёсем нас свозили на «ферму», которая оказалась суперской экогостиницей, в Тисасёлё – рядом с водонапорной башней, напоминающей о замке, который отсюда вывезли, чтобы заново собрать в Австрии, – предложили присоединиться к хитроумным спортивным игрищам, а в поселке Кётелек мы попали в уникальный музей: его создал директор здешней школы, десятилетиями собиравший учебники, ранцы, пеналы, грифельные доски, чернильницы... Оказывается, все это невероятно много может рассказать не только о том, как учились отцы и деды, но и вообще о том времени, в котором им довелось жить...
Особыми пунктами маршрута были так называемые tajhazak – что это такое, впрочем, требует объяснения. Представьте, что вы живете в своем доме в деревне, поселке или даже городе и вдруг получаете извещение, что ваше жилище внесено в реестр «домов, составляющих местный колорит» (значение этого короткого слова, наверное, правильно перевести именно так), и вы не имеете права ничего менять в его облике. Менять нет, а вот устроить нечто вроде небольшого музея – не переставая там жить – можно. Жители долины Тисы воспользовались этой возможностью сполна, предоставляя нам на созерцание причудливые коллекции старинных фотографий, керосиновых ламп, вышитых скатертей, прялок, колыбелей и не забывая при этом попотчевать нас медовыми пряниками и сливовым вареньем.